06.09.2006 04:00
Экономика

Минтранс всерьез взялся за обеспечение безопасности гражданской авиации

Минтранс направил в правительство предложения по обеспечению безопасности в гражданской авиации
Текст:  Ирина Кобылкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4163)
Читать на сайте RG.RU

Как рассказали "РГ" в минтрансе, особое место в документе отведено проблеме использования на воздушных судах контрафактных, то есть незаконно изготовленных запчастей и механизмов. Чтобы пресечь это явление, предложено создать межотраслевую логистическую сеть поставок всех комплектующих. А также привлечь все современные технологии для идентификации и спецмаркировки технических узлов. Кроме того, в документе предлагается создать систему послепродажного обслуживания самолетов производителями, а также ввести авторский надзор и ответственность разработчика авиационной техники за свою продукцию и поддержание ее в летной годности на всем этапе жизненного цикла воздушного судна.

Однако, считает эксперт, введение никаких новых систем не сможет справиться с контрафактом на 100 процентов, пока не будет решена еще одна наболевшая проблема - нехватки государственных инспекторов, проверяющих техническое состояние самолетов. Их по всей России сейчас насчитывается всего 600 человек (для сравнения: в США - порядка 6 тысяч). Причина - зарплата ниже средней для таких категорий специалистов в отрасли. Из-за этого многие предпочитают государевой службе частные авиакомпании, где их труд ценится гораздо лучше. В результате на плечи тех, кто остается, ложится непомерная нагрузка. Выход из этой ситуации минтранс видит в увеличении количества инспекторов и справедливой оплате их труда. Получать контролер не должен меньше того, кого проверяет. Иначе появляется соблазн за "откат" закрыть глаза на нарушения, способные привести к ЧП.

Также в предложениях говорится о недостаточной защите авиаполетов от террористов. Стопроцентно не спасает даже то, что в аэропортах пассажиров теперь заставляют разуваться и ощупывают. Для этого необходимы также технические средства досмотра, такие, например, как рентгенографические аппараты. Но они пока есть только в четырех крупных международных (трех московских и Пулково) и южных аэропортах, приближенных к "горячим точкам". А угроза сейчас может возникнуть где угодно. В целях же повышения качества метеорологического обеспечения необходимо оснастить 23 аэродрома автоматическими метеостанциями. И законодательно определить положения, регламентирующие метеорологическое обеспечение авиации и ответственность организаций в этой сфере.

Много внимания в документе по усилению безопасности в гражданской авиации уделено подготовке летного состава. Для этого в течение двух лет минтранс предлагает создать сеть современных учебных центров по первоначальной подготовке молодых пилотов. Оснастить их тренажерами, соответствующими всем используемым типам самолетов. Закупить 90 учебных самолетов для первоначального летного обучения и 30 двухдвигательных - для выпускных курсов. И, наконец, решить вопрос об увеличении зарплаты инструкторов, которые сейчас получают по 6 - 8 тысяч рублей в летнее время и по 2 - 4 тысячи зимой, когда не проводятся полеты. Только таким образом можно будет удержать на практическом обучении классных специалистов. А еще в связи с острой нехваткой подготовленного авиационного персонала предложено рассмотреть вопрос об отсрочке от призыва в армию выпускников летных училищ.

И, конечно, надо менять выработавшие свой ресурс самолеты. С помощью отечественной авиационной промышленности, считают в минтрансе, в течение ближайших 8 - 10 лет с этим справиться не удастся. Значит, пора принять решение об освобождении ввоза иностранных судов от таможенных пошлин и НДС. Сейчас эти затраты не дают возможности обновить парк российской гражданской авиации.

В какую сумму оценивается этот пакет мер? Минтранс к тому же просит компенсировать перевозчикам и рост цен на топливо и ГСМ при эксплуатации судов отечественного производства на внутренних воздушных линиях. Сумму затрат в минтрансе называть воздержались, заметив только, что "каждое предложение и меры их реализации будут отдельно обсуждаться с этими ведомствами. Понятно, что разговор этот будет нелегким, однако иначе проблем с безопасностью нам не решить".

Авиатранспорт Минтранс