06.09.2006 03:10
Общество

Что произошло в Кондопоге: мнение социолога

Что стоит за событиями в карельском городе Кондопоге
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4163)
Читать на сайте RG.RU

В карельском городе Кондопоге в ресторане "Чайка" случилась драка. Трое погибли. Тысячи вышли на улицу и потребовали от местной власти обеспечить "выселение из города всех мигрантов, не зарегистрированных по месту жительства".

Что это - криминальные разборки или, как пишут журналисты, "конфликт на этнической почве"? Кто и что должен сделать, чтобы такое не повторялось? На эти и другие вопросы сегодня отвечает социолог Сергей Белановский.

Российская газета | Сергей Александрович, журналисты пишут, что в Кондопоге случился конфликт на этнической почве, Общественная палата пришла к выводу, что все-таки спешить с такими заявлениями не нужно, что ситуация больше похожа на криминальные разборки.

Сергей Белановский | В 2002 году очень похожие события произошли в подмосковном Красноармейске и в Угличе Костромской области. Тогда по относительно свежим следам я собирал фокус-группы из местных жителей.

В Красноармейске был конфликт с армянами, в Угличе с чеченцами. Серьезных погромов ни там, ни там не было. В Красноармейске был довольно большой стихийный митинг перед зданием администрации, по городу были расклеены листовки, информирующие о митинге и призывающие туда пойти. Тогда впервые в Красноармейске засветилось движение против нелегальной миграции. На митинге в Угличе я присутствовал, но это было довольно жалкое зрелище.

В оба этих города я ехал может быть под влиянием СМИ, которые писали, что там назрели погромные настроения, что истории будут иметь продолжение, что это только начало. Прежде всего, ни там, ни там я не увидел погромных настроений. Во-вторых, в обоих городах люди сказали, что повторений не будет, что этот конфликт заглох и погашен. Да, в Красноармейске, действительно, есть армяне. Да, действительно, к ним были две главные претензии - первая заключается в том, что они оккупировали местный рынок и другие торговые точки, и жители твердо убеждены, что этническая мафия находится в сговоре с городской администрацией, и вследствие чего на рынке завышены цены, туда не пускают отечественных фермеров, бабушек, которые могли бы с личного участка продать картошку. В Угличе говорили тоже самое.

Вторая претензия - что этническая молодежь на улицах, в кафе и ресторанах ведет себя нагло, вызывающе, пристает к девушкам, и что эти драки в обоих случаях возникли вследствие такого вызывающего поведения этнической молодежи, возник конфликт с местной русской молодежью.

РГ | Как сами жители квалифицировали это событие? Кого винили?

Белановский | Они говорили, что это была молодежная драка, что спровоцировали ее представители другой национальности, потому что они вообще ведут себя нагло и агрессивно, что все это безобразие. Главным виновником в обоих случаях, как я уже говорил, называлась городская администрация. Кроме того, люди заявляли, что этот конфликт больше не повторится. По мнению жителей этих городов, обе стороны сделали выводы из этих историй. Армянская молодежь после этого присмирела. А что касается другой претензии, что этническая мафия оккупировала рынок, - эта проблема так и осталась.

Были, конечно, и речи, что "понаехали эти кавказцы". Но приехали и приехали - никто и не против, но вы живите по-нормальному. Мы спрашивали, а что значит не по-нормальному? Нам отвечали: "Молодежь себя нагло ведет, администрацию подкупают". Ну и про какие-то бытовые привычки: "Развешивают белье во дворах, все-таки у нас не деревня".

Такими были преобладающие настроения в обоих городах. Были и радикально настроенные люди, но они были в явном меньшинстве.

Прогнозы людей, что беспорядков больше не будет, что люди сделали выводы, что молодежь притихла, - оправдались в том смысле, что ни там, ни там вот уже четыре года не было ничего похожего, никаких новых вспышек. По прошествии времени местные жители не то чтобы совсем забыли, но когда начинаешь об этом спрашивать, они уже не сразу вспоминают, о чем идет речь. На красноармейцев произвело впечатление, что этот случай получил федеральную огласку (в Угличе огласка была меньше).

РГ | Значит, не надо к этим событиям относиться как к тревожным симптомам?

Белановский | У меня есть гипотеза, что в Красноармейске (и местные жители ее высказывали) администрация вызвала лидеров этнической группировки, и они сошлись в том, что никому такие конфликты не нужны. Конечно, молодежь есть молодежь: если не вмешаться, то поножовщина могла продолжаться.

РГ | И все-таки, что, по-вашему, можно предложить, чтобы Красноармейск, Углич, Кондопога больше не повторялись?

Белановский | Некоторые черты сходства ситуации в Кондопоге я увидел. Косвенно ясно, что местное население выдвигает те же самые претензии к городской власти (власть коррумпирована этнической мафией и бездействует). Что делать? Я думаю, в первую очередь должна быть гласность, открытость, прозрачность. У людей есть нереализованные претензии к администрации, с которой они ничего не могут сделать: администрация не должна быть коррумпирована, на рынке все должно быть честно и на улицах должен быть порядок.

РГ | То есть это не те ситуации, которые обещают обернуться погромами на национальной почве?

Белановский | Я думаю, нет. Если убрать какие-то точки раздражения и напряжения, то и подавно нет. Молодежи люди сами скажут: "Завязывай".

РГ | Многие считают, что нужны курсы, где будут говорить о разностях культур. Может быть, как в Америке, раздавать приезжающим памятки, как вести себя в стране?

Белановский | Я не против. Может, это и полезно. Но в принципе притирка может происходить и через такие драки, может как-то более мирно.

РГ | Вы считаете - это притирка?

Белановский | Да.

Социология