06.09.2006 03:00
Общество

Ректоры вузов встревожены уровнем знаний

Ректоры вузов не признают ЕГЭ за панацею и призывают бизнес вкладываться в образование
Текст:  Инна Соловьева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4163)
Читать на сайте RG.RU

У руководителей университетов многое вызывает тревогу. Прежде всего то, что уровень подготовки нынешних выпускников оставляет желать лучшего. "Пора бить тревогу, - сказал ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. - Знания школьников по русскому языку и математике недостаточны. Иногда это приобретает катастрофический характер. Разве это нормально, когда сочинения о великих произведениях великих писателей содержат всего несколько строк?"

До сих пор много сомнений есть у глав высших учебных заведений по поводу единого государственного экзамена. "ЕГЭ полезен для оценки работы школ, но для приема в вуз - это не приемлемо, - считает декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. - Даже аттестат дает большую информацию об абитуриенте. ЕГЭ - это лишь иллюзия возможности учиться в вузе".

Однако вопреки этому мнению в большинство университетов страны прием по результатам тестов только увеличивается. Как сказал ректор МГИМО Анатолий Торкунов, в его подшефный вуз в этом году были приняты 100 абитуриентов-"егэшников", в то время как в прошлом - лишь 30. Более того, уровень знаний, который засвидетельствовал сертификат ЕГЭ, все студенты подтвердили в учебных семестрах.

Еще одной темой обсуждения стал приоритетный национальный проект "Образование". Много эмоциональных высказываний прозвучало от первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науки Олега Смолина. По его мнению, государственная политика не способствует решению задач, которые обозначены в национальном проекте: "Во-первых, образование должно получать деньги под все свои нужды, а на сегодня оно имеет лишь 40 процентов от потребностей. Во-вторых, поддерживать нужно все уровни образования. Платное обучение не гарантирует его высокое качество, однако только за последние два года количество бюджетных мест уменьшилось почти на 15 процентов".

Споры заседавших за "круглым столом" возникли по поводу участия работодателей в подготовке кадров. Руководитель экспертно-аналитического центра национального фонда подготовки кадров Василий Жураковский считает, что они иждивенчески подходят к этому вопросу. Фирмы требуют уже "готовых" специалистов, считая, что их обучение "от" и "до" - задача только вузов. "Это неправильно, - говорит Василий Максимилианович. - Бизнес должен тратить деньги на переподготовку".

Впрочем, с мнением Жураковского не согласилась директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйсвта Татьяна Клячко: "Крупные компании уже создают корпоративные университеты. Пять из них работают на базе МГУ. Это здорово, когда вложения бизнеса начинают превышать объемы бюджетного финансирования. Жаль только, государство не стимулирует корпорации налоговыми льготами".

Единственное, что не вызвало никаких разногласий среди участников дискуссии: образовательные реформы должны проводиться не только по "указке сверху", а с учетом мнений экспертов и общественности.

Образование