Эти трое заключенных, захвативших заложников, уже переведены в другие столичные остроги. Теперь особо опасным арестантам грозит новый срок.
А в самом следственном изоляторе идет обычная тюремная жизнь: арестантов возят в суд на процессы, в следственных кабинетах идут допросы. Все сотрудники, побывавшие в заложниках, несмотря на вчерашние устрашающие события, уже вышли на службу.
- Слава богу, все обошлось. В результате грамотных действий спецназа никто не пострадал. Все находятся на своих рабочих местах, - рассказывает корреспонденту "РГ" официальный представитель ФСИН Александр Сидоров. - Обстановка в самом изоляторе нормальная, все проходит в штатном режиме.
Драма разыгралась в СИЗО N 9, расположенном в Капотне. Несколько часов трое преступников насильно удерживали 15 сотрудников изолятора, в том числе начальника учреждения и его заместителя. Кроме того, среди заложников было девять женщин. К счастью, все закончилось благополучно: тюремный спецназ освободил всех заложников, не пролив ни капли крови. Разве что некоторых бандитов "помяли" в ходе штурма.
Началось все здесь, в самом центре тюрьмы, примерно в 15.30. Надзиратели открыли двери одной из камер, чтобы вывести очередных сидельцев на прогулку. Неожиданно арестанты, вооруженные арматурой, набросились на охранников и пробили головы двум сотрудникам. Затем, переодевшись в камуфляжную форму конвоиров, добрались до кабинета начальника следственного изолятора. Там и забаррикадировались вместе с захваченными по дороге заложниками. В кабинете, в одночасье превратившемся в бандитское убежище, пока остаются свидетельства разгрома - выбиты двери, поломана мебель.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний, преступники долго не выходили на связь. Затем примерно через час заявили, что не согласны со своими приговорами, и потребовали восстановить справедливость в их понимании. То есть - отпустить на волю. Однако если они и действительно хотели выйти на свободу, то выбрали самый худший способ из всех возможных вариантов.
- Мы длительное время вели переговоры, пытаясь уладить все мирным путем: склонить их к сдаче, - рассказал "РГ" начальник управления безопасности ФСИН Владимир Штаненко.
Ни о каком освобождении, разумеется, речи не было. По сути у преступников было только два варианта: сдаться по-хорошему или по-плохому, то есть после штурма. А арестанты, как рассказывают в службе исполнения наказаний, просто тянули время.
- Они затребовали продукты питания, воду, спиртное, - рассказывает Владимир Штаненко. - Мы им все это предоставили: передавали с крыши в окно. Принимали продукты заложники. Осужденные пить водку не стали - предложили ее заложникам. Есть тоже не стали. Больше на переговоры они практически не шли. Правда, потом попросили зарядник к телефону. Стали требовать, чтобы заложники звонили родственникам и на телевидение.
Один из разговоров действительно состоялся в прямом эфире одного из центральных телеканалов. Иначе было нельзя: в кабинете начальника СИЗО стоял телевизор, и захватчики смотрели новости, отслеживая, как освещается самая главная для них - своя - тема. Так что обмануть их - сказать, что показали, и не показать - не получалось.
Главарь захватчиков требовал телекамер и для себя: хотел сделать заявление в прямом эфире. На выполнение своего требования он дал один час. Дальше, как сообщается, "обещал каждый час отрубать у заложников руки и выкидывать их в окно".
СИЗО оцепила милиция. Вырваться из тюрьмы было невозможно. Корреспонденту "РГ" показали мощные высокие стены с колючей проволокой, хорошо простреливаемые коридоры и внутренние улочки и дворики.
Остальные заключенные также сидели по камерам. Поэтому, как ни парадоксально звучит, но в целом обстановка внутри изолятора была спокойная. Разве что напряжение витало в воздухе.
Между тем вокруг изолятора стали собираться родственники тех, кто находился в этот момент за колючей проволокой. Адвокат одного из осужденных рассказал, что его клиент - один из захватчиков.
- Еще утром, около 11 часов, он позвонил матери, сказал: "В зоне что-то произойдет" и попросил прощения, - рассказал защитник. - Она перезвонила мне. Я тогда подумал, что он с собой хочет что-то сделать.
Затем, по словам адвоката, его подопечный перезванивал еще, уже после того, как все заварилось, и говорил, что "сидит в хозяйском кабинете и смотрит по телевизору о том, что происходит". Без спецназа все это могло продолжаться бесконечно долго. Но тюремщики, поняв, что договориться миром не удастся, применили силу.
Бойцы двух отрядов специального назначения "Сатурн" из Москвы и "Факел" из Московской области взорвали дверь, ослепили арестантов светошумовой гранатой и повязали. Все заложники остались целы. Операция длилась меньше минуты.
В нехорошую компанию захватчиков вошли: Юрий Ситников 1971 года рождения, приговоренный к 25 годам лишения свободы за убийство, Алексей Пухтеев 1982 года рождения, приговоренный за убийство и разбой к 25 годам лишения свободы, и Вадим Гурчков 1985 года рождения, осужденный на 9 лет лишения свободы за разбой и причинение тяжких телесных повреждений.
По факту ЧП прокуратура возбудила уголовное дело по статьям "захват заложника" и "дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества".
Досье "РГ"
С 1991 года отряды спецназначения службы исполнения наказаний (она несколько раз меняла название и принадлежала разным ведомствам) провели 59 операций по освобождению заложников. Собственно говоря, именно для такой работы и был создан тюремный спецназ: в те годы по местам не столь отдаленным прокатилась волна захвата заложников. Но с тех пор все стихло, в том числе и благодаря бойцам спецназа. По словам Владимира Штаненко, последний раз подобную операцию приходилось проводить году эдак в 1998.