06.09.2006 03:40
Власть

Александр Тишанин: Власть должна уметь делать свое дело

Губернатор Александр Тишанин намерен превратить Иркутск в мегаполис, а Прибайкалье - в регион с большим будущим
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4163)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Александр Георгиевич, 8 сентября исполняется год со дня вашего назначения на пост губернатора. Трудно было "чистому управленцу" переучиться на политика?

Александр Тишанин | А я не переучивался. Наоборот, на новом месте оказался востребованным весь мой прежний опыт "хозяйственника" и управленца. До прихода на эту должность я был начальником Восточно-Сибирской железной дороги. Вы представляете себе, что это такое - дорога? Фактически государство в государстве. Необходимо было держать в поле зрения огромную инфраструктуру, котельные, детские сады, школы, заниматься всем букетом проблем ЖКХ плюс обеспечением безопасности и кадровыми вопросами... И от губернатора тоже требуется не столько "политика", сколько решение повседневных насущных проблем.

Другое дело, что нужно правильно выстраивать взаимоотношения во всех сферах деятельности - с правоохранительными органами, бизнесом, политическими партиями, общественными организациями, представителями разных религиозных конфессий. Все мы должны действовать консолидированно, но это не всегда, к сожалению, удается. Ну и, безусловно, довольно остро стоит, как бы поделикатнее выразиться, проблема использования отдельными политическими фигурами личного авторитета в коммерческих целях. Здесь приходится проявлять жесткость.

РГ | А в отношениях с федеральными властями вы какую тактику предпочитаете?

Тишанин | На мой взгляд, отношения с Москвой у Иркутской области строятся позитивно. Так, например, трансферты, которые мы получаем из центра в региональный бюджет, по сравнению с прошлым годом увеличены на 47 процентов. Таких цифр нет ни в одной области СибФО. Эти деньги пойдут на развитие объединенного региона, строительство дорог, моста через Ангару и т.д. Обещания, которые были даны жителям в период подготовки к референдуму о слиянии с Усть-Ордой, как видите, уже материализовались в конкретные дела. Хотя бы по одному этому можно судить об отношении Москвы к нашему региону.

И все же главное в другом. Конечно, бюджетная обеспеченность очень важна. Но и власть должна уметь делать свое дело. С 1 января в области действует 131-й ФЗ, регулирующий общие принципы местного самоуправления. Мы провели выборы. Сейчас у нас в области около 5,5 тысячи чиновников разного уровня, включая и областную администрацию. Огромная армия. И от нее мы вправе ждать гораздо большей отдачи, чем была прежде.

РГ | Вот, кстати, по электронной почте пришел вопрос от читателя: "нельзя ли властью губернатора попридержать иркутского мэра - каждое лето весь город перекапывает..."

Тишанин | Не совсем объективная оценка. Каждый, кто бывал в Иркутске, понимает, что город сейчас выглядит, мягко говоря, не совсем прилично. Скоро мы ждем гостей на Байкальский экономический форум и в рамках подготовки к нему смогли отремонтировать больше автодорог и зданий, чем в прошлом и позапрошлом году вместе взятых. Весь город превратился в стройплощадку - где-то вырезают и заново кладут асфальт, где-то подновляют фасады... Но, я думаю, большинство населения видит в этом больше плюсов, чем временных неудобств. Должны же мы, наконец, привести столицу Приангарья в надлежащий вид.

Кстати, предмет нашей особой гордости - реставрация знаменитого Харлампиевского храма в Иркутске. Он ведь стоял прямо на песке, еще год - и просто развалился бы. Сегодня мы подвели под него фундамент, до холодов обязательно завершим тепловой контур, вставим окна, подключим отопление и довершим работу так, чтобы оставалась только отделка. Повесим колокол - а колокольня в храме, между прочим, будет 34-метровой, самой высокой в Иркутске. К Пасхе, надеюсь, освятим нижний придел.

Однако вернемся к мирским, вернее, как часто говорят, "мэрским" делам. К мэрам городов, к главам местных администраций у меня претензии иного рода, чем у вашей газеты. Нам никак не удается найти взаимопонимание в вопросе распределения земельных участков под строительство. В прошлом году построили около 350 тысяч квадратных метров жилья, в нынешнем будет сдано примерно 400-450 тысяч. Но потребность области в жилье - 5,5 миллиона квадратных метров (половина - нужды Иркутска). При этом около трех четвертей земельных участков, выделенных с начала 80-х годов, так и стоят пустыми и неосвоенными. Городские администрации сделать это не в силах, но и "свое" отдавать не хотят. Строили бы там хоть что-то - ни у кого бы претензий не возникло. А в данном случае я своей законодательной инициативой пытаюсь внедрить некий механизм контроля над ситуацией в этой сфере. Пока вопрос этот заблокировали, но в сентябре, я надеюсь, он будет вновь внесен на рассмотрение областного парламента.

РГ | Ваша идея создать "мегаполис", объединив Иркутск с примыкающими к нему Ангарском и Шелеховым, продиктована именно этими соображениями?

Тишанин | Нет, что вы. Земельные участки - это частный вопрос. А задача стоит по-настоящему масштабная. Ангарск по своей архитектурной планировке изначально тяготел к Иркутску. Де-факто объединение городов уже произошло. Шелехов - непосредственный пригород областной столицы. Связующими звеньями для этих трех населенных пунктов становятся аэропорт, автомагистраль, другие коммуникации. У нас появляется шанс создать городскую агломерацию с миллионом ста тысячами населения, и это крайне важно с точки зрения стратегической безопасности и горизонтов развития всего региона. В Китае, в Гонконге городов-миллионников хватает. А на карте России за Новосибирском - ни одного. Иркутский мегаполис может сыграть роль форпоста, связующего звена между Сибирью и Тихоокеанским регионом, стать точкой роста для бизнеса, увеличить кадровый потенциал востока страны. Он очень выгодно расположен с географической точки зрения - в центре России. Пять с небольшим тысяч километров до Находки, примерно столько же до Москвы.

РГ | Новая роль, которую вы прочите Иркутску, потребует немалых вложений, развития не только газо- и нефтепроводов, но и множества смежных инфраструктурных проектов... О развитии Нижнего Приангарья сейчас благодаря вашему коллеге из Красноярского края многое известно, Инвестиционный фонд только что выделил на это немалые средства. А какие цели ставите перед собой вы?

Тишанин | Думаю, что об этом - помимо прочих глобальных вопросов - обязательно пойдет речь на предстоящем Байкальском экономическом форуме. Не случайно он пройдет под председательством спикера Совета Федерации Сергея Миронова и привлечет немало высокопоставленных гостей, крупных бизнесменов и так далее.

Не скрою, Иркутская область надеется получить некие "бонусы" от БЭФа не только для России в целом, но для блага региона. После экономической конференции, проведенной в преддверии объединительного референдума 16 апреля, рост инвестиций в основной капитал наших предприятий уже составил 137 процентов от уровня прошлого года, и это не предел. БЭФ - мероприятие гораздо большего масштаба, прямая и косвенная экономическая выгода от его проведения обещает быть намного более солидной. Мы проанализировали ситуацию в инвестиционных портфелях крупных финансово-промышленных групп, компаний, которые имеют интерес к Иркутской области. По самым скромным подсчетам, объем инвестиционных средств в ближайшие пять лет составит около 18 миллиардов долларов.

РГ | Это государственные средства или вложения частного бизнеса?

Тишанин | Строительство трубопровода идет, естественно, за счет государственного капитала. А частных инвестиций будет 106-110 тысяч долларов. Инвесторы самые разные и по географии, и по масштабу вложений. Больше всего - 56 миллионов - инвестирует Кипр, меньше всего - тысяч 200 - Литва. Ставку мы делаем именно на частный капитал. Конечно, государство обязано развивать инфраструктуру региона, но не надо тешить себя излишне радужными надеждами: на огромной территории в 780 тысяч квадратных километров (равняющейся 20 Голландиям) это очень сложно.

РГ | Да, с Европой наши пустынные и непроходимые просторы сравнивать трудно...

Тишанин | Конечно. Еще раз в этом убедился, когда этим летом совершил за рулем "круиз" Иркутск - Челябинск - Москва - Санкт-Петербург - Ханка - Росток (в Германии, правда, пришлось машину оставить и срочно лететь в Иркутск, где в тот день произошла авиакатастрофа). Иначе как на джипе или грузовике по российским дорогам ездить порой просто невозможно, да и внедорожник порой такого "экстрима" не выдерживает. Вот она, "инфраструктура" во всей красе. Сейчас будем вносить в областной парламент законопроект, регулирующий порядок строительства дорог на региональном уровне. Это для Иркутской области вопрос крайне важный: сейчас у нас 900 километров - это федеральные трассы, 11 тысяч километров - регионального значения и 16 тысяч - местные автодороги. При этом заасфальтировано лишь 15 процентов местных трасс, региональных - 30 процентов и даже федеральная трасса имеет 130 километров гравийного разрыва.

А новый аэропорт, строительство которого планируется вместо нынешнего, заслужившего недобрую славу, будет не только пассажирским. По мнению специалистов в области логистики, он процентов на 50 будет загружен грузопреревозками - здесь и сортировка, и перевалочный пункт, и терминальная сеть... Через Иркутск станет возможным осуществлять трансполярные авиаперевозки и многое другое.

Развитие инфраструктуры очень важно при осуществлении тех крупнейших проектов, с которыми мы напрямую связываем надежды на увеличение значимости региона для России в целом, на его поступательное развитие. Причем ставка делается не на сырьевую составляющую (хотя проекты связаны с добычей и транспортировкой нефти и газа), а в большей степени на новые технологии, внедрение инноваций, на то, чтобы свести к минимуму угрозу экологии и максимально задействовать наш потенциал. Мы очень благодарны президенту РФ за его решение отвести трубу нефтепровода от Байкала. Мы активно участвуем в реализации этого проекта. 230 километров трубы уже сварено, 207 уложено в траншею и засыпано землей, 450 километров трассы подготовлены. Сами оцените, какими темпами идет строительство, если первый шов был сварен всего лишь в конце апреля. На следующий год проложим участок от Усть-Кута до границы области.

К этой трубе будут подключены все пять месторождений, находящихся на севере области, и работать она в первое время будет в реверсном режиме. Часть нефти станут перекачивать туда, куда ей и предназначено идти, часть - в обратную сторону, чтобы через усть-кутский терминал железнодорожным транспортом доставлять ее потребителям по БАМу. Кроме того, в проекте будут задействованы наши на сегодня убыточные и близкие к банкротству речные пароходства, в частности Осетровский порт. Речь идет о значительных объемах перевозок - около 650-700 тысяч тонн вместо прошлогодних 170-200 тысяч. Проект будет стимулировать строительство и ремонт автодорог. Кроме того, только на обслуживание нефтепровода будут задействованы около 2 тысяч человек, "Транснефть" уже начала отбор кандидатов для последующего их обучения. Суммарный экономический эффект от этого проекта получается достаточно внушительным (точные цифры будут ясны после детальных расчетов).

Я считаю, что задача власти - и федеральной, и региональной - создать условия для развития бизнеса, убрав как можно большее число ненужных правовых или административных барьеров. Там, где это удается, можно говорить о "развитии территории". В иных случаях процветает коррупция. Иркутская область от этого, к великому сожалению, не свободна, и за год нам полностью переломить ситуацию пока не удалось. Но делаем для этого все, что можем, и даже больше. Многое здесь зависит от активности областной администрации, от ее взаимоотношений с центром и т.д.

РГ | Приоритетами для государства сейчас стало то, что больше всего волнует простых граждан. Здравоохранение. Образование. Жилье. Подъем села. Демография. Какова судьба нацпроектов в Иркутской области?

Тишанин | Нацпроекты реализуются в соответствии с теми программами и средствами, которые на них выделил центр. Но и мы, безусловно, добавляем часть денег из региональной казны. Например, только на образование заложили в бюджет около 3 миллиардов рублей (при общей сумме 40 миллиардов). Когда я бываю в районах, то в первую очередь посещаю школы. Это ведь как лакмусовая бумажка всему состоянию дел в экономике. Очень многое можно понять по тому, в каком здании школа находится, за какими партами сидят дети, чем помогают школе районная администрация и местный бизнес...

Кроме того, мы прекрасно понимаем, что социальная ситуация неотъемлемо связана с отраслевым развитием территории. Средства в тот или иной регион попадают не сами по себе, а посредством работающих там предприятий, которые платят в местный бюджет налоги (хотя, безусловно, и областная администрация выделяет дотации и субвенции). И сейчас мы ввели в практику мониторинг соглашений, которые заключают те или иные финансово-промышленные группы, а потом отслеживаем, как выплачивается зарплата, осуществляются социальные программы, строятся базы отдыха и т.д.

Что касается здравоохранения, то тут требуется индивидуальный подход в каждом отдельном случае. Иногда действительно надо строить и приводить в порядок районные больницы. А иногда разумнее провести в село нормальную дорогу, чтобы больного можно было доставить в райцентр. И дать районной больнице для этого не две, а, допустим, четыре машины "скорой помощи". Кроме того, у нас есть места, куда дорог просто не проложено и долететь можно только вертолетом. В этих случаях особенно важно наладить устойчивую связь через спутник или по радио. К марту следующего года мы планируем фактически всю территорию "опутать" разнообразными каналами связи от оптиковолоконных до спутниковых.

А в отношении села особенно требуется гибкость подходов. Вот, например, есть два хозяйства - Белореченское ОАО и Усольский свинокомплекс. На первом средняя зарплата 8,5 тысячи, во втором - 15 тысяч. Рентабельность Белореченского - 25 процентов, Усолья - больше 50. Но при этом Белореченское хозяйство (в прошлом обычная птицеферма) развивается, берет в аренду землю, само выращивает зерно, чтобы кормить птицу, получает все больший урожай, а к тому же и кроликов выращивает, и пчел содержит, и лошади у них в конюшнях. Каждый год по количеству пахотных земель хозяйство прирастает на 5-6 тысяч гектаров, выкупая у крестьян их земельные паи. А в Усолье голову себе не морочат. Покупают на Алтае по 45-55 тысяч тонн зерна и говядину, без которой колбасу не сделаешь. Никаких лишних хлопот, зато рентабельность и зарплата высокие. Но как вы думаете, какое из предприятий больше подходит для того, чтобы на его базе запускать долгосрочные проекты?

Когда сельский бизнесмен не просто "работает с прибылью", а ориентируется на развитие всей прилегающей к нему территории, выкупает землю, реанимирует ее, создает новые рабочие места и тем самым вновь делает обитаемыми заброшенные поселки, это совсем другой подход. И совсем другой кумулятивный экономический эффект от такого бизнеса, не правда ли? Вообще, сколько денег в сельское хозяйство ни "зарывай", дотируя только самих крестьян, эффект будет близок к нулю. Бизнес должен быть заинтересован в том, чтобы иметь в своей стране, в своем регионе сырьевую базу. Только в этом случае деньги, выделенные под нацпроект, действительно будут употреблены с пользой.

РГ | Если пользоваться той же терминологией, то область совсем недавно "приросла" Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, чья экономика находилась не в лучшем состоянии. Как планируете проводить "реанимацию" и что уже сделано?

Тишанин | Аналогичным способом. Некоторые предприятия, ориентированные на сельхозпереработку, уже развивают там свой бизнес. Кроме того, в УОБАО есть гипсовые месторождения, залежи руды и угля, которые тоже будут сейчас активно разрабатываться. И, безусловно, интеграция с Иркутской областью должна дать свои плоды. Уже сейчас увеличены субвенции на социальные нужды из казны региона.

РГ | А когда можно ждать первой отдачи от проекта газификации области?

Тишанин | Программа рассчитана на полтора десятилетия, в конечном итоге будут газифицированы более 800 населенных пунктов. Первые из них - уже к концу будущего года. На сегодня мы по-настоящему "растворили лед" во взаимоотношениях с "Газпромом", пересмотрели многие программы. Так, например, мы не будем спешить с разработкой Ковыктинского месторождения - несмотря на то, что в нем содержится два триллиона тонн газа и этилен, очень ценный для промышленности. Но затраты на освоение несоразмерны тем потребностям, которые сейчас есть. Практически невозможно наладить экологически безопасную транспортировку этилена. Поэтому решено осваивать другие 12 месторождений газа, которые есть в области, а Ковыктинское пока оставить в виде "стратегического запаса". Всему свое время.

РГ | Ваш регион продолжил традицию "слияний и укрупнений". Нет ли идеи дальнейших шагов к созданию "мегакрая"?

Тишанин | Думаю, этого делать не стоит. Территория должна быть, что называется, в "управленческой досягаемости" руководителя. Проще говоря, он обязан постоянно бывать во всех частях того края, которым руководит. Причем лично, никакие селекторные совещания тут не помогут. Только так можно действительно "владеть ситуацией", а из кабинета ничего сделать не получится. Для менеджера, хозяйственника (которым я как был, так и остался) это совершенно очевидно.

Кстати, в бытность мою начальником железной дороги мне по должности было необходимо минимум два раза в год проезжать по всей ВСЖД. Обычно я ездил вдвое чаще. В этом смысле на посту главы обладминистрации все так же - только график поездок еще более плотный. "Дистанционное управление" в нашем случае невозможно. Кстати, во многом успеха на объединительном референдуме удалось добиться именно потому, что мы перед голосованием посетили две трети всей территории области, граждане дали нам свыше четырехсот поручений и половину к 16 апреля уже удалось выполнить.

Людей ведь волнуют не наши "планы вообще", и жителю станции Зима в общем-то мало дела до моста через Ангару. Но его очень беспокоит, что вокруг его дома постоянно горит лигнин (он, как торф, тлеет на большой глубине, и погасить его трудно). Из-за этого лигнина у людей постоянно болит голова, загрязнен воздух. Мы эту проблему сейчас решили. На 99 процентов засыпали проблемную территорию полуметровым слоем шлака, сейчас досыпаем землю и сеем траву, скоро будем проводить мелиорацию участков, где пожары недавно остановлены. Теперь в Зиминском районе воздух чистый. И когда люди видят, что власть действительно делает для них то, что обещала, тогда мы и зарабатываем настоящий авторитет.

РГ | Знаете, есть многие вещи, которые для вас - представителя "новой когорты" губернаторов - кажутся аксиомой, но которые никак не втолкуешь людям "прежней закалки", сидящих в начальственных кабинетах. У вас есть проблемы в общении со "старой гвардией" чиновников? За что, например, вы в последний раз устраивали разнос подчиненным?

Тишанин | Я разносы не устраиваю. Я объясняю человеку задачу, пытаюсь понять его логику и вношу коррективы. Когда нужно, даю кого-то в помощь, контролирую или направляю. Если он делает все так, как мы договорились, то возражений и претензий быть не может. Я все-таки не из леса вышел, умею с людьми работать, опыт, слава богу, есть. Людям часто приходится что-то доказывать, и это хорошо: терпеть не могу тех, кто всегда занимает соглашательскую позицию и не имеет собственного мнения.

Но не скрою: меня просто бесит, когда человек, усевшись в начальственное кресло, просто прирастает к нему, покрывается мхом, надувает щеки и всеми силами показывает свою важность. А в голове-то пусто, работать он не хочет и не умеет. Не может решить простейший бытовой вопрос. Жители уже деньги собрали, чтобы воду в поселок провести, а он "подрядчика не находит", видите ли. Сидит на стуле в кабинете, справки заполняет. Таких тоже хватает. Гнев и разносы тут не помогут. Мы действуем иначе - разработали систему критериев, по которым оцениваем чиновников и соответственно платим или срезаем им зарплату. Кстати, я поддерживаю идею создания системы оценки эффективности работы чиновников и в общефедеральном масштабе.

Но важнее всего, я считаю, создать для регионов (и тем самым для управленцев, которые там работают) атмосферу здоровой конкуренции. Чтобы главы администраций ревниво сравнивали свой экономический рост с показателями соседей в сфере производства, сельского хозяйства и так далее. И чтобы население это видело и давало власти оценку. Как в спорте, где победа все-таки важнее "участия". Как в футболе, где чемпионат мира невозможно закончить вничью, просто сравняв счет.

РГ | Вы, говорят, заядлый футболист, проводите со своими коллегами матчи по два раза в неделю. Где играете - в нападении, в защите?

Тишанин | Угадайте с трех раз. В нападении, естественно. Вот недавно три гола забил команде администрации автономного округа. Общий счет был 10:0.

РГ | А если оценивать итоги вашей работы за год, тогда в чью пользу счет будет?

Тишанин | Думаю, все-таки в нашу. Хотя проблем пока масса, и они видны невооруженным глазом. И отрицательная демография, и слишком высокие показатели миграции, и приличные объемы дотаций из центра в нашу экономику. Но я считаю несомненным плюсом то, что власть (в том числе местная) осознала свое предназначение и начинает работать в полную силу, потеплел политический климат, выросли объемы инвестиций, успешно прошел объединительный референдум и это открыло региону новые перспективы.

Я всерьез надеюсь, что через год-два Иркутская область сможет перейти из разряда дотационных регионов в число самодостаточных. Вот это и будет наш самый главный выигрыш в общероссийском "чемпионате".

Регионы Инвестиции Иркутская область Восточная Сибирь