06.09.2006 03:55
Культура

Галина Вишневская: не боюсь, потому что люблю

Вчера великая примадонна побывала на "Деловом завтраке" в "Российской газете"
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4163)
Читать на сайте RG.RU
В октябре великая примадонна Галина Павловна Вишневская будет отмечать восьмидесятилетие. Но предъюбилейным хлопотам руководитель Центра оперного пения временно предпочла рискованную поездку... в Чечню. Там проходили съемки нового фильма Александра Сокурова, сценарий которого писался специально для примадонны.

Российская газета | Галина Павловна, все были потрясены, узнав, что Вишневская целый месяц провела в Чечне.

Галина Вишневская | Сокуров такое придумал... Рабочее название фильма - "Александра", - это имя главной героини, старой женщины, которая едет к своему внуку в Чечню. Сначала я отказалась, сказала: это не мое дело, возьмите Мордюкову. Но Сокуров настаивал: нет, я для вас писал, я вижу вас, я хочу, чтобы снимались именно вы, и мы должны это сделать для России. После такого заявления я поняла, что все серьезно. Хотя сомнения не оставляли: если бы история была про бывшую певицу или потребовалось бы какую-нибудь царицу изобразить... Но здесь женщина - может, учительница, может, она в библиотеке работала. Жена военного, внук у нее военный, и вот она едет в Чечню. Три дня находится там, и ее глазами снимают этот фильм. Там нет никаких деклараций, призывов и выводов. Ни одного выстрела, ни капли крови и ни одной сексуальной сцены. Все снималось в солдатских частях в самом Грозном. При нас как раз убили Басаева. Обстановка была очень серьезная.

РГ | Вам было страшно?

Вишневская | Нет. Хотя можете себе представить - весь город разрушен. Да, идет большая стройка, но пока люди живут в развалинах. Едем ночью, видим одни глазницы домов, шесть этажей, и вдруг где-то в середине горит свет. Значит, кто-то там уже окопался...

РГ | С чеченцами вы общались?

Вишневская | Мало. Я жила в резервации, если можно так назвать лагерь ФСБ. Это закрытая территория, за стеной - двойная стена, двое или трое ворот открываются и закрываются, чтобы туда проехать. В машине с нами всегда был автоматчик. Шофер вооруженный, и на съемку сзади ехало сопровождение - еще пять человек с автоматами. Каждый день работали по десять часов. И так тридцать дней за месяц - в фильме нет ни одного кадра без моей героини.

РГ | Вы слышали, что в эти дни случилось в Кондопоге? Если бы вам пришлось туда поехать и выйти на площадь перед русскими и чеченцами, что бы вы сказали?

Вишневская | У меня была такая оказия в Чечне. Я сказала, что хочу послушать молодых певцов. И генералы мне это устроили - после съемок отвезли в какой-то клуб. Я подхожу: сцена маленькая, полно военных с автоматами, Кадыров приехал, сидят старики в папахах, женщины, дети. Думаю: боже мой, куда я попала. Когда я вошла, все встали, и шестилетний мальчишка так станцевал для меня, что ничего подобного в жизни я не видела - у него искры из глаз летели... Когда представление закончилось, вышел Кадыров, произнес несколько слов и огорошил меня: а сейчас скажет Галина Павловна... Но я совершенно не готовилась выступать! Была безумно всем взволнована. Поднялась на сцену и выговорила первое, что мне, женщине эмоциональной, пришло в голову. Сказала, что чувствовала: "Я приехала и стою здесь потому, что я вас не боюсь". В зале - гробовая тишина... "Потому что я вас люблю". И этого было достаточно. Что тут началось - представляете? Я прослушала там несколько одаренных певцов и постараюсь помочь, чтобы они продолжили музыкальное образование в Москве.

Подробный отчет с "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах газеты

Музыка