Поговорим о том, как России обрести статус "энергетической державы", на который она с недавних пор претендует. И начнем с событий внутренних.
Первое из них связано с именем (почти нарицательным) главы РАО ЕЭС. На днях Анатолий Чубайс, виновный, как известно, во всех российских бедах, не исключая демографическую, взял на себя еще один "грех": в зиму мы войдем в условиях сверхтяжелого сверхдефицита электроэнергии, пообещал он городу и миру. За что, разумеется, в очередной раз был предан анафеме под крики "Чубайс, руки прочь от рубильника!" И ведь действительно как-то странно звучит для нашего уха чиновничье предупреждение о возможных грядущих неприятностях. Куда привычнее разбираться с угрозами постфактум, когда они уже стали: после теракта в школе - заняться безопасностью учебных заведений, после обрушения крыши в аквапарке - проинспектировать все крыши именно в аквапарках, после аварии с Ту-154 - проверить самолеты только этой модели... А тут - заранее. Не дело это! Будем и дальше тянуть с назревшей реформой электроэнергетики, а уж когда петух клюнет, как это было уже и в Москве, и в других регионах, тогда и разберемся - создадим комиссию и примем чрезвычайные меры. И опять ведь будет виноват Чубайс!
Еще один пример из хроники текущих энергетических событий. И - еще одна системная проблема. На сей раз - соотношения общих и частных интересов. Попросту говоря, наши российские компании (частные и государственные) часто вступают в конфликт друг с другом, что очевидным образом противоречит общей геополитической логике той самой "энергетической империи". Так вот, в городе Приморске Ленинградской области построен мощный терминал по перегрузке нефти и нефтепродуктов с железнодорожного транспорта в танкеры. Дело вроде бы хорошее со всех точек зрения. Экономически прибыльное, социально сориентированное, геополитически выгодное. Хотя бы потому, что создание крупного порта на северо-западе снижает нефтетранспортную зависимость от постсоветских соседей, отношения с которыми оставляют желать лучшего. Не говоря уже о том, что транспортировка через приморский терминал каждой тонны обойдется в среднем на 15 долларов дешевле, чем через Прибалтику. Что и объясняет заинтересованность "Газпромнефти" и других отечественных нефтяных компаний в экспорте нефти через российский порт. Тем более что там для этого создаются все условия - помимо терминала, его владельцы совместно с этими компаниями строят железнодорожную ветку. Да и деньги за транспортировку пойдут в наш, а не в соседский бюджет. И что же? РЖД по непонятным причинам предпочитает транспортировать нефть через Прибалтику, не желая включать в свои маршруты Приморскую ветку.
В предыдущем примере нашей "хозяйственности" я бы обратил внимание на то, что проект нацелен на экспорт не только самой нефти, но и производных от нее продуктов. Тогда вопрос: собственно говоря, а есть ли у нас что вывозить? Ни о каком мировом, европейском или каком еще энергетическом лидерстве не приходится даже мечтать, пока отечественная нефтепереработка находится в сегодняшнем - плачевном - состоянии. Износ оборудования на наших нефтеперерабатывающих заводах составляет 80 процентов. Из 27 российских НПЗ 20 введены в строй 40-50 лет назад. И на этом оборудовании, срок службы которого давно истек, по примитивным технологиям нам надо отвечать на вызовы времени. Потребление одного только автомобильного топлива меняется в сторону как количественного, так и качественного роста. По экспертным оценкам, уже в ближайшие 5-10 лет Россия, занимая второе место в мире по экспорту нефти, столкнется с дефицитом бензина, особенно - высокосортного, соответствующего стандартам "Евро-4" и "Евро-5", на которых должны ездить современные автомобили. Не придется ли тогда говорить уже не о экспорте, а о импорте нефтепродуктов? И, понятное дело, в таком случае "энергетическая держава", о которой мы мечтаем, останется всего лишь сырьевым придатком мировой экономики, где хвосту не позволено вилять собакой.
Из сказанного я бы сделал такой вывод: пока мы не наведем хоть какой-то порядок в собственном энергетическом доме, никто не признает за Россией вожделенного державного статуса. Он (возможно, к сожалению наших экономических стратегов) не сводится лишь к "праву сильного" диктовать свои цены. Безусловно, тарифная дубина - в отдельных случаях оружие эффективное, но отнюдь не достаточное для того, чтобы считаться великой энергетической державой. У внешней экспансии должен быть надежный тыл в виде мало-мальски стройной внутренней энергетической политики, где (если взять только приведенные выше примеры) реформа электроэнергетики, координация действий по экспорту нефти, подъем перерабатывающей отрасли составляли бы общий вектор развития, нацеленный не на достижение сиюминутной выгоды (тем более - личной), а на общественное благо, если это словосочетание еще присутствует в умах наших политэкономов и хозяйственников, которые, обеспечив себе настоящее, не хотят думать о будущем.
И еще одно соображение. Вернее, вопрос: в какой роли великая держава (пусть пока только энергетическая) собирается выступать на международной арене? Чего мы хотим - чтобы нас боялись или чтобы с нами сотрудничали?
В первом случае, рискну предположить, нас ждет разочарование: наученный горьким опытом прошлого, Запад не согласится на зависимость от российских энергоносителей и будет искать или других поставщиков, или альтернативные источники энергии. И ведь найдет! К тому же опасения вызывают методы использования энергетического оружия Россией, которая, по словам американского эксперта Дэниэла Туайнинга, "не знает жалости ни к политическим оппонентам внутри страны, ни к соседним странам". Россия, считает он, "проводит не либерализацию экономики, которая привела к таким потрясающим результатам в Китае, а возвращает ее под государственный контроль в рамках скоординированных усилий по восстановлению статуса великой державы".
Можно, конечно, в ответ сказать и так: вот и хорошо, пусть боятся. Но более эффективным представляется все же иной путь. Будущее страны - в освоении экономики, основанной на высоких технологиях. В одиночку нам с этим быстро (иначе безвозвратно опоздаем) не справиться - нужны партнеры, и искать их придется среди тех, кого мы сегодня зачисляем чуть ли не во враги и кому грозим углеводородным оружием. Кроме того, надо и самим научиться (или - пусть нас научат) конвертировать нефте- и газодоллары во что-то более перспективное, чем удовлетворение текущих потребностей, - в переработку сырья, в информатику, в высокие технологии. А заодно - подтягивать демократию до соответствующего уровня, чтобы не встать в ряд стран, где нефтяная экономика чуть ли не в обязательном порядке сочетается с авторитарным или даже тоталитарным политическим режимом. С простой, но высокой целью - стать великой державой без всяких добавлений, а не колоссом (ядерным, энергетическим или еще каким) на глиняных ногах. Такую "державу" мы уже проходили. Дежавю. Или - державю.