08.09.2006 02:40
Общество

Первой в истории космической туристкой будет американка

Первой в истории космической туристкой будет американка
Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4165)
Читать на сайте RG.RU

И все-таки Аноуше Ансари вытащила свой звездный билет: 18 сентября она отправится к Международной космической станции вместе с экипажем 14-й основной экспедиции - россиянином Михаилом Тюриным и американцем Майклом Лопес-Алегриа. Как сообщил пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин, такое решение принял Совет главных конструкторов.

 

Именно Аноуше была дублером четвертого "звездного путешественника" - японца Дайсуке Эномото. Дайсуке подвело здоровье: за считанные дни до старта его отстранили по мединским показаниям. И теперь американка не только займет третье кресло в корабле "Союз", но и станет первой в истории космической туристкой. Уже в этом качестве, а не дублером, она сдавала предполетный госэкзамен в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в подмосковном Королеве. И, надо сказать, удостоилась особой похвалы обычно скупых на слова инструкторов.

Кстати, на экзаменах экипажам обязательно подкидывают букет всевозможных ЧП: скажем, "что-то случается" с системой жизнеобеспечения, требуется оказать экстренную медицинскую помощь, возникают разные аварийные ситуации. Алексей Леонов рассказывал, что при подготовке к полету ему довелось "пережить" до 3 тысяч (!) аварий.

Сегодня тем, кто готовится отправиться на орбиту, приходится не легче. Вот и на сей раз космонавтам пришлось срочно "чинить" одни из самых важных систем МКС - обеспечения воздухом и регенерации кислорода. Справившись с этим, экипаж "устранил" причину потери связи в центральном бортовом компьютере. Потом возник "пожар" в служебном модуле...

Михаил Тюрин и Майкл Лопес-Алегриа быстро обнаружили и ликвидировали "очаг возгорания". А вот завершение испытания стало для будущих небожителей, пожалуй, самым приятным: они "спасли" свою космическую спутницу Ансари от попавшей в глаз "соринки".

В связи с тем, что экспедиция Ансари заранее не планировалась, ее научная программа в срочном порядке утрясалась в последние дни. К слову, японец мечтал даже выйти в открытый космос. Скорее всего, это ему не разрешили бы - слишком рискованное мероприятие для непрофессионала.

Как ожидается, домой Ансари вернется вместе с Павлом Виноградовым и Джеффри Уильямсом, которые сейчас работают на орбите и полугодовая космическая командировка которых подходит к концу.

Кто же она, первая бизнес-вумен, не пожалевшая выложить из собственного кармана 21,5 миллиона долларов за то, чтобы увидеть Землю с орбиты? Аноуше 39 лет. Родилась в Тегеране, в семнадцать лет эмигрировала в США, где сначала получила степень бакалавра, а затем и магистра. Опыт инженера по информационным технологиям, судя по всему, неплохо пригодился ей, когда вместе с мужем они решили основать собственную компанию в области телекоммуникационного оборудования. Но и вправду аппетит приходит во время еды: вслед за первой супруги создали еще одну фирму - уже с прицелом на космос. Неплохие деньги, которые приносит бизнес, Ансари пускают на финансовую поддержку компании Space Adventures. Последняя известна тем, что занимается маркетингом комических туристов и намерена обзавестись флотом суборбитальных кораблей российского производства.

Строительством "туристических" кораблей семейства Explorer будет заниматься КБ Мясищева, которое входит в состав НПО "Молния". По словам наших конструкторов, суборбитальные аппараты (известные прежде как C-XXI) основаны на тех же технологиях, что и советский шаттл "Буран", но при этом заметно от него отличаются. Известно, в частности, что новые корабли используют систему "воздушного старта", то есть запускаются с борта транспортного самолета.

Примерно это может выглядеть так: корабль будет установлен на фюзеляже самолета М-55 "Геофизик", который поднимет первый на высоту 17 километров. На скорости 750 километров в час ракетоплан будет отстыкован от самолета, включатся его собственные гиперзвуковые двигатели, и корабль направится в самостоятельный полет к нижней границе космоса. На высоте более 100 километров пилот и два пассажира в полной мере почувствуют все "прелести невесомости" в течение 5-10 минут.Суборбитальный полет от старта до приземления займет около часа.

Еще весьма любопытная деталь: именно супруги Ансари стали спонсорами конкурса Х-Prize на первый частный суборбитальный полет, который наделал во всем мире столько шума. После того как они вложили в фонд Х-Prize основную часть призовых денег, в честь семьи конкурс официально переименовали в Ansari X-Prize.

Сама Аноуше еще четыре года назад подала заявку на участие в таком полете. А потом, видимо, решила: а почему не подняться к самым звездам? В начале февраля этого года она приехала в Россию и прошла через строжайшее медицинское сито, получив пропуск на спецподготовку в Звездном городке.

"Ансари очень хотела полететь именно в сентябре этого года, поскольку последующие три полета на МКС для космических туристов уже расписаны", - говорят специалисты.

Туристическую тропу на орбиту проложил пять лет назад американский миллионер Деннис Тито. Вслед за ним за острыми ощущениями отправился еще один американец - Грегори Олсен. Третьим в этой звездной компании стал южноафриканец Марк Шаттлуорт. И сейчас очередь за "билетами" в космический вояж выстроилась уже довольно приличная. Так, весной 2007 года на МКС должен отправиться американец венгерского происхождения Чарльз Симони, будущей осенью третье место в экипаже на "Союзе" должен занять первый малазийский космонавт, а еще через год, уже весной, - гражданин Южной Кореи.

Российские специалисты надеются, что с конца 2009 года на Международную космическую станцию начнут уже летать экипажи по шесть человек. "Вот тогда нужно будет увеличивать персонал и количество тренажеров в Звездном городке, - замечает начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.- Кстати, мы рассчитываем, что тогда будут летать не два, а четыре корабля в год, и космических туристов можно будет посылать не двоих за год, а четверых". Большая роль в реализации этих планов отводится новому российскому многоразовому кораблю "Клипер".

Мнение

Питер Петтибон, адвокат, партнер международной юридической фирмы HOGAN & HARTSON в Москве:

- После полета Тито пять партнеров в программе МКС (НАСА, Российское, Европейское, Японское и Канадское космические агентства) подписали Принципы, касающиеся процедуры и критериев отбора, назначения, подготовки и сертификации членов основных экипажей МКС и экспедиций посещения. Эти Принципы содержат понятие "космический турист" как составную часть понятия "участник космического полета".

Утверждение принципов открыло двери перед космическими туристами, но остается преодолеть очень трудные препятствия. В настоящее время полет на российском космическом корабле - единственный способ попасть в космос. Время, которое космический турист проводит в космосе, составляет немногим больше недели.

Первым препятствием для полета на МКС в российском корабле является ограниченное количество мест. Второе - цена. Стоимость места в космическом корабле составляет более 20 миллионов долларов США (11,5 миллиона фунтов). Третья сложность - продолжительный период подготовки: для недельного полета он составляет как минимум шесть месяцев в Звездном городке. Четвертое препятствие связано с физической формой кандидата и медицинские требования, которым он должен соответствовать, а также дискомфорт, испытываемый человеком во время космического полета.Опасности, составляющие неотъемлемую часть космического полета, являются пятым препятствием. Найдется не так много людей, имеющих деньги, время и желание получить такой опыт. Но для тех, кто обладает всем этим, первым шагом будет определить, есть ли у Российского космического агентства место "на продажу".

Что касается юридического оформления, обычно заключается контракт между космическим туристом и посредником, а также отдельные контракты с Российским космическим агентством. С самого начала необходимо получить положительное заключение медицинского комитета Российского космического агентства, а также центра подготовки космонавтов в Звездном городке. Хотя по определению космический турист должен быть состоятельным человеком, ему тем не менее придется предоставить банковские гарантии посреднику и Российскому космическому агентству, гарантирующие своевременное внесение платежей, составляющих покупную цену; такие платежи обычно вносятся по достижении определенных этапов.

Если космический турист страдает заболеванием или получает травму, в результате которых он оказывается дисквалифицированным, он, тем не менее, обязан оплатить полную стоимость полета, поэтому с самого начала имеет смысл застраховать такой риск. Такие страховые полисы можно получить только в Лондоне в силу их специфичности, условия таких полисов должны быть тщательно разработаны и согласованы.

До начала полета космический турист должен предоставить письменное согласие на соблюдение Кодекса поведения, принятого на МКС, а также выполнение приказов командира экипажа. Эксперименты и другая деятельность, планируемые космическим туристом во время полета, вызывает другие правовые вопросы. Прежде всего, такие эксперименты и деятельность должны быть спланированы задолго до полета и утверждены Российским космическим агентством, а также согласованы с работой профессиональных астронавтов и космонавтов на МКС.

Оборудование, которое турист планирует взять с собой на МКС, утверждается Российским космическим агентством и должно соответствовать российским техническим спецификациям, независимо от страны - производителя. Формально, все оборудование космического туриста становится собственностью Российского космического агентства с момента взлета до момента посадки (а это также может вызвать вопросы контроля экспорта в стране происхождения космического туриста). Существенные ограничения действуют как в отношении времени, так и места осуществления такой деятельности, и, формально, местонахождение космического туриста на МКС может быть ограничено конкретным участком, определенным как российский сегмент МКС.

Наконец, по возвращении космического туриста на землю, могут возникнуть другие юридические вопросы, касающиеся экспорта информации, полученной в ходе экспериментов, а также реэкспорта оборудования.

Наука Космос