08.09.2006 01:40
Общество

"Мэтр голоса" Стюарт Пирс дал урок нашим звездам

Легендарный "мэтр голоса" Стюарт Пирс преподал урок нашим звездам
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4165)
Читать на сайте RG.RU

В Москву на двухдневный семинар по приглашению Международной Мастерской Киноискусства (International Film Workshop) приехал легендарный "Мэтр голоса", Стюарт Пирс, к услугам которого прибегали ведущие звезды мирового кино: Ванесса Редгрейв, Джулия Ормонд, Кэвин Спейси и другие, а также представители голубых кровей британской аристократии и политического истеблишмента. Среди множества престижных постов, которые занимает Стюарт, - главный специалист по сценической речи и подаче голоса (Master of Voice) в Шекспировском театре "Глобус" и Лондонском Драматическом Центре.

Стюарт Пирс провел мастер-класс "Алхимия Голоса" - (кстати, именно так называется его знаменитая книга, пока еще не переведенная на русский язык) для звезд российского кино и телевидения.

- Когда я был ребенком, - рассказал Стюарт корреспонденту "РГ " (и этот случай описан в его книге), - то до пяти лет не разговаривал, а читать не мог до 15 лет. Зато я видел звуки как свет, как энергию. Если вы не умеете читать, то слышите по-другому. Потом я научился читать с помощью пения. Я работал в Англии, затем - в Америке. Работая в США, я узнал от брата, что моя мама в плохом состоянии. Я вернулся в Англию, чтобы позаботиться о ней. Уход за мамой занимал много времени, я не мог надолго оставлять ее одну и, соответственно, был не в состоянии работать, как актер. Именно тогда я и познакомился с "голосовым директором" шекспировского театра "Глобус" Сесилией Бери. Таким образом, моя карьера поменялась. Это было 26 лет назад.

Российская газета | Какое впечатление произвели на вас русские актеры?

Стюарт Пирс | Потрясающее. Сначала они были сдержаны. Но у меня есть свои ходы и способы раскрывать людей. И очень быстро я раскрепостил их и заставил смеяться. Ведь мы учимся, только когда раскрыты и расслаблены. А не когда зажаты и боимся.

Были небольшие трудности, в связи с тем, что я - англичанин, а они - русские. Но актеры - они везде говорят на языке сердца. Основа актерского мастерства - быть кем-то, а не делать что-то.

РГ | Можете ли вы по голосу составить портрет человека?

Пирс | Голос - центр и основа нашей личности. Древние считали, что звук - основа мироздания. Голос - это в какой-то мере чертеж нашей психологической картины. И знание того, что я это понимаю, часто приводит к тому, что люди в моем присутствии молчат.

РГ | Работаете ли вы с представителями иных профессий, кроме актерской. Скажем, с политиками, с журналистами?

Пирс | Да. Я живу в Лондоне рядом с Вестминстерским аббатством. Практикую более 20 лет. Политики приглашают меня в Палату общин или приходят ко мне домой.

Я преподаю и в корпоративном мире. В частности, я тренировал английских спортсменов, которые готовили презентацию Лондона в Сингапуре, когда решался вопрос - какой именно город станет столицей Олимпийских игр. И они выиграли.

РГ | Русская школа речи известна в мире: и Малый театр и МХТ. Интересовались ли вы историей русской школы постановки голоса? В чем, на ваш взгляд, разница между русской и английской школой?

Пирс | Для меня этот приезд в Россию - первый в жизни. Но на Западе мы преклоняемся перед русской театральной школой. Многие годы я пытался найти связь между тем, как готовят русских и английских актеров, соединить лучшее. И, в конце концов, 2 года назад создал специальный курс, который существует в театре современного искусства при университете в Великобритании. Набираем актеров, которые вначале учатся в Лондоне, в школе драматического искусства, потом - в Шекспировском театре "Глобус", а затем приезжают в Москву в Театр Вахтангова. Как правило, возвращаются все отсюда в полном восторге. И я сам вижу, насколько трансформирует их учеба в Москве. Я сюда приехал лишь на два дня, но надеюсь, что буду еще приглашен, смогу побыть здесь подольше и пообщаться с прекрасными преподавателями техники речи, которые нынче работают в России.

РГ | В вашем курсе много философии, в том числе и восточной. Это потому, что увлечение Востоком сейчас модно на Западе или вы действительно - приверженец философских течений и это - ваши взгляды на жизнь?

Пирс | Скажем так: я чувствую себя, как дитя мира. Потому что много путешествую и меня учили сильные учителя. Я работал с индивидуальным преподавателем в Англии, с учителем - американцем, даже с настоящим российским шаманом с Алтайских гор.

РГ | Где вы шамана-то нашли?

Пирс | Я с ним встречался в Америке. Поэтому в основе моей философии - тот факт, что мир концентрируется на непрерывной деятельности, но при этом люди забывают, кто они есть. Кажется, что только через восточные подходы человек может соединиться со своей сущностью. Но это - заблуждение. Так как, например, и в древней Руси были свои техники и подходы к познанию себя и, в частности, к работе со своим голосом.

РГ | Вы работали со многими звездами. Расскажите об этом. Капризны ли они? Есть ли те, кому отдаете предпочтение?

Пирс | У меня нет любимчиков. Я никого не выделяю, они для меня все творцы. Все - исключительны. Это - энергетически очень сильные люди. И именно из-за присутствия внутренней сильной энергии они очень требовательны к учителю.

Скажем, актер Саймон Кэллоу - вы его знаете по работе в фильме "Четыре свадьбы и одни похороны" - когда меня видит, то всякий раз говорит:

- Стюарт, давайте вы мне сделаете PH. D (докторскую степень. - С.А.) в голосе.

Иногда звезд даже приходится сдерживать на занятиях и напоминать, кто главный. Но это, как вы понимаете, просто шутка.

РГ | Стюарт, можно ли в жизни добиться чего-то только лишь с помощью голоса?

Пирс | Мой первый ответ - "да", второй - "нет". Наши голоса имеют силу только тогда, когда за ними стоят великие намерения. Но великие ораторы, такие, как Черчилль, Кеннеди, Михаил Горбачев своими выступлениями могли изменять взгляды и цели существования многих людей. Но за этим стоит не только умение красиво говорить и владеть своим голосом. В человеке все должно быть гармонично. Одна из основ философии, которой я придерживаюсь - нужно найти себя, найти в себе персону - per sona в переводе с латинского означает - "через звук". Спокойствие, баланс и гармония - вот путь к успеху.

Корреспонденту "РГ" после занятий удалось пообщаться с некоторыми звездами отечественного театра и кино.

Анна Михалкова

РГ | Что вам дали занятия, и что вы могли бы использовать в своей работе?

Михалкова | У меня словно было замечательное возвращение в институтское время. Наша профессия постоянно требует некоего подтверждения своего умения. Я вообще люблю учиться. Другой опыт мне всегда интересен, мы достаточно плотно провели два дня, не говоря уже о том, что получили массу удовольствия.

РГ | Если сравнить школу речи, которую вы прошли, и занятия Стюарта?

Михалкова | Мы в институте 4 года занимались речью. А со Стюартом - два дня. Поэтому сложно сравнить. Западная система больше опирается на философию, а у нас - прикладные моменты. Так что у Стюарта получается своеобразный психологический тренинг. Он потрясающе владеет голосом. Здесь - и диапазон, и использование голоса на большую аудиторию без напряжения связок, как говорится, не на разрыв аорты, за счет достижения голосовой вибрации. Надеюсь, что эти техники мне пригодятся в работе. 

Дарья Мороз

РГ | С трудом ли вы нашли время, чтобы посетить этот семинар?

Мороз | Все отменила. Хорошо, что в эти два дня не было съемок. Потому что такая возможность выпадает редко. Техника, система Стюарта очень похожа на ту, которой нас учила Мария Станиславовна Брусникина - мой педагог по сценической речи в школе-студии МХТ. Но нас ведут к результату или просто "натаскивают" голос, например, чтобы девочки говорили не "на верхах", а на хороших базовых нотах. Здесь все же подход более научный, философский, детальный и, я бы сказала, мистический. Мы говорили и об энергиях, который идут из космоса и от себя, и о том, как открываются чакры, при определенной настройке организма. Наверное, самое важное за эти два дня - то, что эти упражнения привели меня в состояние равновесия, когда я стала открыта и спокойна.

РГ | Можно сказать, что вас подзарядили энергией?

Мороз | Да и позитивно гармоничным настроем. Для меня это очень важно, поскольку жизнь - суетная, сумасшедшая и все время бежишь. И вот два дня в течение семи часов давали энергию. Мне это было нужно, потому что предстоит много работы и важно, чтобы заряд не закончился.

РГ | А для какой работы?

Мороз | Прежде всего - гастроли. Театр - большая сцена МХТ - сейчас закрыта на ремонт. И мы превратились в сильно гастролирующий по городам и весям театр. Кроме того, - "Апостол" Гены Сидорова - большой 12-серийный телевизионный фильм на военную тематику.

А второй проект - Гарик Сукачев снимает фильм "Дом солнца". Это - про хиппи, Мой персонаж - Герда.

РГ | И вот тут-то вы Гарика голосом и удивите

Мороз | Нет, зачем? Я вовсе не стремлюсь кого-то удивить. Это только для меня! Очень многое из того, что здесь узнала, я никому не расскажу - ни вам, ни кому-то другому.

РГ | Даша, если бы вас попросили определить, что такое голос для артиста

Мороз | Я считаю, что голос - это первый инструмент. Потому что если ты вроде бы верно существуешь внешне, но сфальшивишь голосом, тебе не поверят. Мне философия Стюарта близка еще и потому, что он учит не только голой технике, а говорит о том, что человек должен быть наполнен изнутри. Я в прошлом году три недели была в Японии, в деревне Того, на тренинге у Тадаши Судзуки. И мне его система не подходит. Потому что там - только техника, внутреннего, на первый взгляд, мало. А тут - другое. Английская театральная школа она ближе к нашей.

РГ | Существует ли какое-то актерское тщеславие, мол, я занималась у того же мастера что и Джулия Ормонд?

Мороз | Я не тщеславна. Для меня важен контакт с человеком, и то, что он пытается до меня донести. Да, иногда он говорит, "когда я работал с Кевином Спеси", и я внутренне машинально реагирую - "ну да, круто". Но на самом деле я счастлива, что и Кевину Спейси удалось поработать с мастером, который так много может дать. А тщеславия нет - где там тот Голливуд!

Образ жизни Театр