Российская газета | Валентин Николаевич, к особому объекту, каким является объект УХО, у надзорных органов, наверное, и отношение особое?
Валентин Пугач | Действительно, объект, подобный "Марадыковскому", должен стопроцентно соответствовать всем необходимым требованиям и нормативам. Поэтому, начиная со стадии проектирования завода по уничтожению химоружия, процесс контролировали такие федеральные структуры (и их территориальные органы), как Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Госгидромет, Госсанэпиднадзор. В ходе строительства объекта велась экологическая и промышленная экспертиза, которая выявляла недостатки и требовала их устранения. Надо заметить, что строители весьма оперативно, по-военному, реагировали на предписания надзорных органов. Уверен, что все понимают ответственность ситуации, колоссальную ответственность.
Другой не менее важный вопрос - контроль за использованием финансовых средств, коих потрачено на создание объекта "Марадыковский" ни много ни мало – 9 310,5 млн. рублей. Эта сумма предназначена для обеспечения нашей безопасности. И контролировать расходование этих средств военным помогают Контрольное управление президента РФ, Счетная палата РФ, Минэкономразвития, Федеральная служба безопасности и другие государственные учреждения.
С учетом возросшей опасности терроризма нельзя не сказать о работе, которая проводится по совершенствованию системы охраны и обороны объекта. Разработаны меры, согласованные с региональными органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности. Все виды обеспечения безопасности замкнуты на систему принятия решений, предотвращение и ликвидацию потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций. Что касается вопросов защиты населения, то я считаю недостаточным ограничиваться лишь принятием руководящих документов, проведением заседаний: необходимая информация должна быть доведена до каждого жителя каждого населенного пункта, входящего в зону защитных мероприятий объекта УХО. Только тогда будет результат. А пока все вопросы, возникающие на местах, – от незнания. Либо темой безопасности населения манипулируют местные политики.
РГ | Возможно, они преследуют и благую цель: привлечь как можно больше средств федеральной программы на развитие социальных благ для своего поселка или района?
Пугач | Но делают это такими методами, в результате которых у населения возникают различные фобии. Особенно опасны такие "эксперименты" для детской психики. Ситуации, когда школьники под диктовку взрослых пишут письма Президенту, недопустимы! А такой случай уже был: прошлой осенью письма, написанные одинаковым почерком и под копирку, запечатанные в одинаковые конверты, были направлены в администрацию президента. Считаю недостойным использовать неинформированность людей, на этом строить политические дела. Тот, кто на самом деле любит свой край, думает о его будущем, не будет заниматься такими вещами. И депутаты, и главы сельских поселений по своей линии не просто могут – должны принять активное участие в разъяснительной работе, внести вклад в общее дело.
Будет работать завод – будет развитие территорий. Но все-таки наша общая цель – освободить вятскую землю от химической заразы, и об этом забывать нельзя. Я убежден, что у каждого, кто имеет отношение к этой чрезвычайно ответственной работе, есть и профессиональные, и личные стимулы выполнить ее качественно. Только тогда весь комплекс предусмотренных федеральной программой мер даст необходимый результат.
Беседовала Юлия Сизова,
руководитель регионального информационного центра по вопросам химического разоружения в регионах хранения
и уничтожения химического оружия
в г. Кирове