08.09.2006 04:00
Власть

Ралиф Сафин: "Надежды на лучшее будущее люди связывают с Путиным"

Сенатор Ралиф Сафин считает необходимым внести поправки в Конституцию РФ
Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4166)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Российская Конституция не допускает исполнения президентских обязанностей более двух сроков подряд. Свое отношение к разговорам о третьем сроке Владимир Путин выразил ясно и недвусмысленно: "В 2008 году я собираюсь покинуть Кремль". Президент неоднократно заявлял, что чтит Конституцию и не считает возможным вносить в нее изменения, которые позволили бы ему оставаться у власти после истечения второго срока. Такая позиция вам представляется дискуссионной?

Ралиф Сафин | Действительно, как действующий президент Владимир Владимирович Путин не считает для себя возможным ставить вопрос о внесении в Конституцию поправки, открывающей ему возможность баллотироваться на третий срок. И эта его позиция, безупречная политически и нравственно, не может вызывать ничего, кроме уважения. Но ведь Конституция не есть нечто незыблемое, данное раз и навсегда. В мире мало найдется стран, основные законы которых не претерпевали бы изменений. Например, в конституцию США более чем за двести лет ее существования внесено 16 поправок и дополнений, не считая Билля о правах. В частности, поправка, устанавливающая, что президент США может занимать свой пост не более двух сроков подряд, внесена в основной закон страны в 1951 году. До ее принятия президент Рузвельт, например, выполнял президентские обязанности четыре срока подряд. И ничего плохого со страной не произошло. США вышли из глубокого экономического кризиса, стали одним из сильнейших государств мира.

И у нас в России, правда, на региональном уровне, есть люди, фактически занимающие руководящий пост 14-15 лет. Некоторые из них плавно переместились в губернаторское кресло с аналогичных постов советской системы партийной и государственной власти. Сравнительно недавно даже были внесены поправки в федеральное и региональное законодательство, чтобы эти лица могли остаться у кормила власти еще на один - кто на третий, кто на четвертый - срок губернаторства или президентства. При этом люди, которые в возможности третьего президентского срока для Путина сегодня видят покушение на свободу и попрание демократии, спокойно отнеслись к предоставлению подобных льгот для региональных лидеров. Не хотелось бы, но приходится подозревать их в приверженности двойным стандартам.

РГ | Вы не первый в ряду политиков, общественных деятелей, кто выступает за участие Путина в грядущих президентских выборах. Но многие комментаторы склонны видеть в этих акциях дань политической конъюнктуре, повод лишний раз продемонстрировать президенту России свою лояльность, наконец, стремление чиновничества избежать кадровой перетряски. А вам в этом видится что-то другое?

Сафин | Не могу полностью исключать, что иные заявления о желательности участия Путина в президентских выборах 2008 года продиктованы, мягко скажем, субъективными мотивами. Но считать, что все заявления такого рода неискренни, преследуют корыстные цели, - большое и опасное заблуждение.

Конституция наделяет президента России огромными полномочиями. Добавим к этому такую исторически сложившуюся черту российской политической культуры, как традиционно высокая степень сосредоточения власти в центре и в руках одного лица - императора, генерального секретаря ЦК КПСС, с начала 90-х годов - в руках президента России. Федеративные отношения, призванные обеспечить оптимальный баланс разграничения уровней власти - федеральной, региональной, муниципальной - пока такой баланс не обеспечивают. Федеральный центр у нас явно доминирует и по властным, и по финансовым ресурсам.

Такова наша реальность, из которой следует исходить, думая о 2008 годе, о том, кто встанет во главе Российского государства и что это принесет стране, народу. Могу вас заверить, этот вопрос волнует не только чиновников, политиков, средства массовой информации. Он волнует крупный бизнес, формирующийся средний класс, волнует и простых людей. Мои встречи и беседы, результаты социологических опросов убеждают: большинство российских граждан положительно оценивают деятельность Путина на посту президента России и выступают за то, чтобы в 2008 году он имел возможность выставить свою кандидатуру.

Так что заявления о необходимости внесения соответствующей поправки в Конституцию - это отнюдь не выражение политиками, чиновниками своих верноподданнических чувств. Я вижу в этих заявлениях, призывах проявление осознанного желания граждан России видеть Путина на посту президента и после выборов 2008 года. Уверен, что количество таких граждан, значительное уже сейчас, будет лишь увеличиваться. По сути мы присутствуем при зарождении массового общественного движения, не считаться с которым политикам, государственным деятелям, партиям будет просто нельзя. Вопрос о третьем сроке президентства Путина очень скоро встанет в политическую повестку дня страны как вопрос номер один.

РГ | По вашим словам, российские граждане видят в переизбрании Путина естественный выход из создавшейся ситуации. А, собственно, какая ситуация в стране создалась, что из нее надо искать выход, да еще антиконституционный?

Сафин | Почему же антиконституционный? Глава 9-я Конституции РФ предусматривает возможность ее изменения, устанавливает порядок внесения поправок и пересмотра положений. Мы выступаем за то, чтобы использовать данную главу для юридически корректного принятия поправки, которая устранит ограничение президентства одного и того же лица двумя сроками подряд, накладываемое 81-й статьей Основного закона. Теперь что касается создавшейся ситуации. По-моему мнению, она характеризуется следующими чертами. Это, во-первых, общественно-политическая стабильность, восстановление управляемости страной, устойчивая динамика экономического и социального развития. Все это достижения, решающая роль в которых нынешнего президента России неоспорима. Это, во-вторых, перспективы дальнейшего развития России. У нас появились реальные возможности выйти на рубежи технологического, экономического, социального развития, в полной мере восстановить роль России как великой державы, существенно поднять качество жизни народа.

И цели, и стратегия их достижения сформулированы в посланиях президента Федеральному Собранию. Составной частью этой стратегии являются приоритетные национальные проекты, меры по улучшению демографической ситуации, программы, обеспечивающие перевод отечественной экономики на рельсы инновационного развития, ускоренного развития технологий, отраслей, в которых наша страна конкурентоспособна. Это работа на 10-15 лет. Но тут важнее всего то, что будет сделано в начале движения, на первых порах. Риск неудачи должен быть сведен к минимуму. А это - и здесь возникает третий компонент ситуации - в огромной степени зависит от того, кто занимает пост президента России, из кого состоит его команда, какая будет проводиться политика. Исторический масштаб задач, стоящих перед страной, определяет очень высокий уровень требований, предъявляемых к личности президента. Мы убедились, что Путин обладает необходимыми качествами. Мы убедились также и в том, что сегодня в стране нет политиков, сопоставимых по этим показателям с Путиным. Точнее, они, наверное, есть, но общество, избиратели их не видят. Об этом говорят результаты президентских выборов 2000 и 2004 годов, последующие опросы общественного мнения. И маловероятно, что такие фигуры появятся на российской политической сцене в ближайшие полтора года, оставшиеся до президентских выборов. Действующий президент доказал, что он обладает огромным потенциалом, доверием и поддержкой значительного большинства общества. В такой ситуации продолжение срока президентства Путина напрашивается само собой.

РГ | Люди, утверждаете вы, не без тревоги задаются вопросом, во что могут вылиться очередные президентские выборы в том случае, если Путин сойдет с дистанции. А во что могут вылиться выборы без Путина? В чем предмет всенародной тревоги?

Сафин | В стране есть признанный, авторитетный лидер - Путин. Все остальные государственные деятели, политики далеко уступают ему по степени доверия, одобрения их деятельности гражданами. Это аксиома. Значит, в отсутствие Путина голоса на выборах скорее всего раздробятся. Многие будут голосовать по наитию, так как отдать кому-то предпочтение, исходя из высоких критериев, заданных Путиным, будет довольно трудно. Возникает риск избрания на пост президента человека, которому этот пост не по плечу. Я не говорю, что это неизбежно, но такой исход вероятен. Люди чувствуют это. И не понимают, почему страна должна подвергать себя такому риску, когда действующий президент не исчерпал свой потенциал, находится в расцвете сил, не утратил доверия и поддержки граждан.

РГ | По вашей логике, если Путин уйдет, в стране все рухнет. Но чего тогда стоит общественно-политическая стабильность, если она держится на одном человеке - главе государства? Выходит, за семь лет своего президентства Путин не создал системы государственных и общественных институтов, которая нормально бы работала и без него?

Сафин | Я не говорю, что с уходом Путина все рухнет. Я говорю о том, что свои надежды на лучшее будущее люди связывают с Путиным. Но ведь на любых выборах человек голосует за того или иного кандидата, потому что именно с ним, а не с другим кандидатом он связывает свои надежды на лучшее. Кто-то связывает такие надежды с Зюгановым, кто-то - с Явлинским, ну а большинство, как видим, - с Путиным. Опасаться за будущее России после выборов 2008 года в любом случае вряд ли стоит. За последние годы страна собрала, смонтировала, отладила российскую государственность, сделала ее эффективной. Сегодня качественно иная степень консолидации российского общества. Словом, потрясения России не грозят. Это одно из важнейших достижений президентства Путина.

РГ | Вы предлагаете внести поправки в Конституцию, потому что, как вы говорите, "Конституция - не Библия и не Коран, она не Богом дана, а написана и принята людьми". А корректировка, по-вашему, необходима, чтобы не менять состоявшегося успешного национального лидера на другого человека, имени которого народ не знает. Но рано или поздно Путин оставит президентский пост. И ну как новый глава государства окажется менее успешным? Что тогда? Перепишем Конституцию обратно?

Сафин | Зачем же "переписывать Конституцию обратно"? Можно не переизбирать малоэффективного президента на второй срок. Если же он окажется совсем плохим главой государства, то на этот случай Конституция предусматривает такой механизм досрочного прекращения обязанностей президента, как импичмент.

РГ | По вашим словам, гражданам необходимо убедить Путина отозвать свои прежние заявления на эту тему. Но еще, кажется, не было случая, чтобы президент отступил от своей позиции, во всяком случае - по принципиальным вопросам. Велика ли, по-вашему, вероятность, что на этот раз он отступит?

Сафин | Это вопрос, на который окончательно ответить может только сам Путин. Но если бы у нас были большие сомнения на этот счет, мы не выступали бы за внесение в Конституцию поправки, дающей ему возможность баллотироваться на третий срок. Нужно, чтобы именно Путин продолжил курс, который отвел от России угрозу распада, обеспечил устойчивую динамику экономического и социального развития страны, открыл перспективу вхождения нашего Отечества в сообщество ведущих государств мира. Мы надеемся, что президент прислушается к голосу народа.

Внутренняя политика Президент Совет Федерации