Шхеры Финского залива, "окно в Европу", живописный мыс. Съемочную группу ежедневно доставляют сюда из гостиницы, расположенной в поселке Советский под Выборгом.
Виталий Мельников | С трудом нашли подходящее место для съемок. Много мест пересмотрели на Северо-Западе, на Онеге, под Новгородом, прежде чем остановиться здесь. По-моему, где-то поблизости Рогожкин снимал свои "Особенности национальной охоты". Нам нужен такой необитаемый островок на большой "сибирской" реке, чтобы было достаточно выразительно.
Российская газета | А почему не в Сибири снимаете?
Мельников | Невозможно возить большое количество артистов на большие расстояния. Это не только дорого, но и неудобно. Актеры - народ занятой, у них могут быть одновременно и спектакли, и репетиции в театре, и съемки в Москве. Могу вас заверить, что у нас здесь получится не хуже, чем в Сибири.
РГ | Много актеров у вас занято?
Мельников | В картине шесть главных героев, и всех мне надо постоянно держать вместе.
РГ | Любите работать со старой, проверенной командой?
Мельников | Это бывает редко. С оператором Юрием Векслером, ныне покойным, мы прошли большой отрезок жизни, работали вместе, начиная с "Семи невест ефрейтора Збруева" и заканчивая "Царской охотой"... Сейчас жизнь у кинематографистов насыщенная, одна за другой выходят новые картины, приходят новые группы. Трудно удерживать постоянную команду. Но какой-то "шлейф" от предыдущей картины "Бедный, бедный Павел" есть: оператор Сергей Астахов, профессионал высочайшего класса, актеры Виктор Сухоруков, Оксана Мысина. Людмила Зайцева снималась у меня в фильмах "Здравствуй и прощай", "Ксения, любимая жена Федора", "Царевич Алексей". Знакомлюсь с артистами, с которыми раньше не работал, - с Кириллом Пироговым, Алексеем Девотченко. Есть и дебютанты.
РГ | Сухорукова без проб пригласили?
Мельников | Я давно пишу сценарии сам, и "Агитбригада..." написана "на него". Он играет милиционера. Действие происходит в Сибири во время Великой Отечественной войны. Герою Виктора поручено руководить культбригадой, которая едет по реке из одного селения в другое, показывает людям фильмы, дает концерты.
РГ | Это автобиографическая история? В вашей книге есть рассказ об агитбригаде "Бей врага!", участником которой были вы...
Мельников | Нет, это не автобиографическая лента. Но в основу сценария легли действительно пережитые мною события, показаны люди, с которыми я встречался и хорошо помню их довольно любопытные жизненные истории.
РГ | Сцены репетируете?
Мельников | А как же! Иногда часами, а порой и днями, пока все не смогут сделать то, что надо и пока не сложится сцена.
РГ | Себя в фильме запечатлеете?
Мельников | Никогда этого не делаю. Мне даже в голову не приходит...
РГ | Уже есть какие-то интересные истории?
Мельников | Их еще надо накопить. Слава богу, никаких ЧП не было - к огорчению журналистов (смеется). Все идет как по маслу. И с погодой нам везет, мы с ней в добром согласии и гармонии. За день она меняется несколько раз: то ветер и волны, то тишь, то солнце, то дождь. Мы получаем сразу все, что нам нужно.
РГ | По бюджету ваша картина недорогая?
Мельников | Для меня - дорогая (улыбается). Правда, это не "многоголовый" блокбастер, здесь все сосредоточено на человеческих характерах, взаимоотношениях между людьми и окружающим миром, мимо которого плывет наш ковчег - лодка, в которой живут и работают герои. Лодку воздвигли питерские судостроители. Она будет переезжать из одного водоема в другой, поскольку мы будем снимать и в других местах - на реке Свирь и в районе города Подпорожье, на полпути между Питером и Карелией.
РГ | Ваш фильм уже сравнивают с "Начальником Чукотки" - по духу, стилю, интонации, наивности в хорошем смысле слова.
Мельников | Здесь также будет много смешного и много грустного. Времена были такие, когда веселое и печальное переплеталось. Жанр картины определить пока не могу. Скорее всего трагикомедия, если получится. Хотя это настолько сложный, "высокий" жанр, что говорить заранее: "Я снимаю трагикомедию", по меньшей мере самонадеянно.
РГ | Сейчас вдруг появилось много картин о войне...
Мельников | Но у нас не война, а глубокий тыл. Край ссыльных, спецпереселенцев со всего Советского Союза, людей разных национальностей. Когда сейчас, уже в преклонном возрасте, я слышу споры, связанные с национальными разногласиями, то вспоминаю, что в то время у нас этой проблемы просто не существовало. Мне хотелось, чтобы в нашей картине и об этом было сказано, потому что деление людей по национальностям - это самое отвратительное дело.
РГ | На какого зрителя рассчитываете?
Мельников | На обыкновенного - на нас с вами.
РГ | Не боитесь, что название отпугнет и, уж точно, не привлечет молодых зрителей?
Мельников | Название будет другим. У нас уже есть несколько вариантов. Я склоняюсь к такому - "Мы на лодочке катались"... По смыслу подходит, хотя здесь есть ирония: наша лодочка скорее галера. Пусть думают, что лодочка развеселая... Согласен, что название "Агитбригада "Бей врага!" несколько громоздкое. И потом, молодежь вряд ли знает, что такое агитбригада, а мы же рассчитываем на широкую аудиторию.
РГ | Когда предполагаете завершить работу?
Мельников | К середине сентября намерены закончить съемки. Потом еще будет длительный монтажно-тонировочный период. В самом идеальном случае к концу года фильм увидят зрители. Экран будет таким же большим, как, скажем, в "9 роте". Для нас важно показать живописные сибирские просторы, чтобы было широко, привольно и "работало" на героев картины, ведь главная тема у нас - человек...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ |
Виктор Сухоруков:
- Запомните мои слова: будете смотреть фильм - обрыдаетесь! Когда я прочитал сценарий - и рыдал, и хохотал... Каждая сцена - ярчайший жизненный эпизод, история, рассказанная Мельниковым, почти автобиографическая. Время, эпоха, характеры - все ему знакомо. Я был ошеломлен: давно не получал в руки такой истории! Правда, сначала думал, что Виталий Вячеславович предложит мне роль "особиста", начальника НКВД. Роль для меня знакомая, но решил: не откажу Мельникову. Мне понравились в ней двуликость человека, его величайшее природное притворство. "Нет, Виктор, - сказал Мельников, - ваша роль - Никанор". Я чуть со стула не упал! Потому что видел там кого угодно, только не себя, вспомнил актеров из прошлого - персонажей молодых Вани Бортника, Николая Крючкова, Андрея Мартынова из фильма "А зори здесь тихие..." У меня даже сложился определенный образ эдакого молодого Щукаря. И я подумал: не жёсток ли я, не слишком ли экспрессивен, не зол ли для такой работы? А потом вдруг выяснилось, что режиссер писал эту роль для меня. Энкавэдэшника же играет Леша Девотченко.
Алексей Девотченко:
- Это моя первая работа с Виталием Мельниковым. Счастье для артиста сниматься у режиссера такого уровня, подобных ему практически не осталось. Всегда с удовольствием смотрю его фильмы "Старший сын" и "Отпуск в сентябре" ("Утиная охота") по Вампилову, "Женитьбу" со Светланой Крючковой, Олегом Борисовым, Алексеем Петренко... У меня в картине небольшая роль оперуполномоченного Кольчугина, представителя спецслужб, ярого чекиста, персонажа отрицательного. (Вообще в кино в отличие от театра меня часто используют в роли мерзкого типа.) Я не плыву в этой лодке, а отправляю бригаду на агитационную работу... Разбираем каждую сцену, репетируем. Все снимается быстро, без крика и скандалов. Сплошное удовольствие. Витя Сухоруков - замечательный артист, партнер, человек всегда в хорошем тонусе, с бешеной энергией, всем помогает, за всех переживает в отличие от многих, скажем так, "звезд", с которыми мне приходилось сниматься.