Оказалось, что это не просто благие намерения на злобу дня: законопроект на эту животрепещущую тему депутаты уже готовы обсудить, причем и на Петровке, и на Охотном Ряду, где как раз сейчас полным ходом идет обсуждение технического регламента для российских строителей.
Столичные законодатели уверены, что самое время внести в него московские коррективы: чтобы потом не пришлось задним числом доказывать правомерность московских нормативов, когда произойдет очередной провал. Эту идею озвучила вчера на пресс-конференции, посвященной последним авариям по техническим причинам, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.
Промедление, считает она, смерти подобно:
- Москва сегодня абсолютно не застрахована от новых аварий, так как в действующих нормативах до сих пор нет строительных ограничений с учетом геоподосновы того или иного участка на карте Москвы. Иными словами, выдавая заключение на строительство, надзорные органы берут на заметку инженерные сооружения, но не природные, такие как оползни и пустоты, свойственные для Москвы.
Карстовые воронки периодически проявляются и в самом центре Москвы. В настоящее время в городе насчитывается 15 участков, которые они затрагивают. Правда, сейчас, как говорят специалисты, они находятся в спячке. А вот один из самых опасных поверхностных оползневых участков находится на Воробьевых горах. Кстати, именно на этом участке (где находится смотровая площадка) первоначально планировалось построить главное здание МГУ. Но, изучив геологические особенности склона, было решено перенести его на 800 метров от реки. Сегодня этими особенностями многие застройщики себя не обременяют: некогда, строить надо. В итоге - обрушения кровель, неожиданные провалы грунта в Москве из форсмажорных частностей превратились в будничную деталь большого города. Разумеется, первые в списке ответчиков стоят сегодня московские власти: кто дает добро на стройку, тот и крайний. Однако власти города не стремятся превращать в традицию эти технические ошибки строителей, повторяющиеся с завидной регулярностью. Частные происшествия давно требуют общего нормативного решения: как поступать с нерадивыми застройщиками. Этот вопрос в Мосгордуме обсуждали еще полгода назад, когда в Москву пригласили для консультации московских страховщиков, которые специализируются на страховании таких строительных рисков. Но законодатели быстро смекнули, что миллиардные страховки по примеру западных держав даже крупные фирмы не потянут. Нужны перестраховщики - крупные страховые фирмы, которые возьмут на себя эту проблему, но только под солидный куш: к примеру, выгодный объект недвижимости того, кого они страхуют. Злободневный вопрос тогда сам собой сошел на нет. Но теперь после череды аварий снова стал номером один. Законодатели предлагают приструнить их новой буквой закона, где, в частности, будут прописаны три пункта. Во-первых, строители смогут получить право строить что-либо в Москве исключительно с поправкой на карту районирования, где указаны все возможные подземные опасности: от оползней до карстовых пустот. Но есть одно "но": такую карту придется создавать заново - та, что есть, датирована 1986 годом и уже устарела.
Во-вторых, усилить штрафные санкции (см.: Справка "РГ"). А в-третьих, озадачить застройщиков страховкой от всевозможных рисков. Сегодня, напомним, власти могут заставить их заплатить за все последствия ошибки с боем и лишь после того, как эксперты документально подтвердят, что стало причиной. Разумеется, платят за экспертизу власти. Если законодатели утвердят свой проект, то ситуация изменится на 180 градусов: в буквальном смысле докапываться до причин аварии будет страховая компания. Дело за малым: прописать законодательный регламент с учетом специфики Москвы на уровне минэкономразвития.
Справка "РГ"
Вчера на заседании комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике московские депутаты рассмотрели поправки в городское законодательство с целью увеличить размер штрафов за повреждение инженерных коммуникаций и сооружений. Глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников напомнил, что максимальный размер штрафа, установленного для юридических лиц, допустивших повреждение инженерных коммуникаций и сооружений в Москве, сейчас составляет 30 тысяч рублей. По его словам, повреждение инженерных коммуникаций и сооружений в Москве несоизмеримо с размерами действующих штрафов, поэтому депутаты будут предлагать увеличить этот штраф до 50 тысяч рублей. В случае если повреждение инженерных коммуникаций привело к перерыву в их эксплуатации, то штраф для тех же юрлиц увеличится до 1000 МРОТ- до 100 тысяч рублей.