По информации пресс-службы ГУ МЧС России по Белгородской области, тщательная проверка всех школ области была проведена еще в июне. В результате, к административной ответственности привлекли 28 юридических и 192 должностных лица, о 13 объектах сведения поступили в прокуратуру. А в отношении шести школ Госпожнадзор отправил материалы в суды для приостановки эксплуатации отдельных помещений и объектов в целом. В частности, на основании административных дел на 90 суток закрыли школы в селах Городище и Ново-Александровка Старооскольского района, на 30 суток – Гезовскую и Чуприновскую начальные школы Алексеевского района.
Недостатки по школам, в основном, фигурировали одни и те же: отсутствие автоматической пожарной сигнализации, некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, деревянные конструкции не обработаны огнезащитным составом, не соответствующие требованиям противопожарных условий эксплуатации электропроводка и эвакуационные пути, отсутствие молниезащиты.
Однако в управлении образования и науки Белгородской области от этих претензий пожарных открестились.
– Четырех указанных в «черном» списке МЧС школ на самом деле уже не существует. Решением глав местного самоуправления они закрыты в рамках процесса оптимизации учебных заведений, который мы ведем уже с весны этого года, – пояснил «РГ» и.о. начальника управления образования и науки Виктор Луханин. – Это – плановый процесс, с 1 сентября немногочисленные ученики этих сел пошли в другие школы.
Действительно, в основной школе села Городище Старооскольского района с 1 по 9 класс было всего 23 ученика, хотя работало с ними 17 человек. В селе Ново-Александровка этого же района в школе было вообще 2 ученика и 5 педагогов. В начале июля малокомплектные учебные заведения ликвидировали, и с 1 сентября школьными автобусами ребята доставляются в соседние школы. Похожая ситуация в Алексеевском районе: в отношении Чуприновской школы глава местного самоуправления вынес решение о закрытии в связи с отсутствием детей школьного возраста, Гезовская начальная школа ликвидирована из-за некомплекта. Таким образом, пожарные изучали и выносили предписания в отношении зданий, которые больше не являются учебными заведениями.
В МЧС Белгородской области признали нестыковку – мол, составление актов по июньской проверке проводилось еще до того, как решился вопрос о закрытии школ местными властями. Движение документов, в том числе и решение судов – дело долгое, поэтому и оказались бывшие образовательные объекты в списке МЧС. Сейчас управление государственного пожарного надзора по Белгородской области готовит рапорт в Центральное региональное управление об изъятии бывших школ из федерального «черного» списка.
Зато здание пришкольного интерната Покровской средней общеобразовательной школы Краснозоренского района Орловской области попало в список МЧС по делу. По словам исполняющего обязанности начальника областного управления Госпожнадзора С. Власова, в здании до сих пор не смонтирована противопожарная сигнализация и не пропитаны специальным огнеупорным составом деревянные конструкции. Кроме того, у инспекторов возникли претензии к деревянным чердачным конструкциям, которые также не прошли процедуру огнезащитной обработки, и к состоянию эвакуационных проходов.
На вопрос, почему именно это здание подверглось столь суровому наказанию, специалисты Госпожнадзора ответили, что так решил суд. В августе по результатам инспекторских проверок областное управление МЧС, опередив федеральную структуру, опубликовало свой «черный список». В него попали учебные заведения, в отношении которых были составлены административные протоколы по фактам нарушения правил противопожарной безопасности. Все материалы были переданы в суды, однако только в случае со зданием пристройки к Краснозоренской школе суд решил, что здоровью и жизни детей угрожает реальная опасность, и постановил закрыть интернат на 30 суток. В остальных случаях руководство школ было оштрафовано или ему было вынесено предупреждение. Всего по итогам проверок к административной ответственности привлекли 129 руководителей образовательных учреждений.