Движение объединяет свыше половины государств -членов ООН: 116 из 192. Таким образом, ДН - второй после ООН по числу участников международный форум, который играет фундаментальную роль в принятии решений во Всемирной организации и международных отношениях в целом.
Саммит в Гаване созывается в очень непростой ситуации в международных отношениях, которую характеризуют не только укрепление международного взаимодействия, за что Россия и ДН неизменно выступают, но и расширяющаяся география "горячих точек" на планете, сохраняющаяся террористическая угроза, обострение социально экономических проблем в мире, которые болезненно отзываются во многих странах ДН.
Анализ современных процессов, которые происходят внутри Движения, показывает, что большинство неприсоединившихся стран отдают себе отчет не только в необходимости сохранения организации как выразителя "корпоративных" интересов всех развивающихся стран, но и радикального реформирования в условиях глобализации и перед лицом новых вызовов и угроз. На саммит в Гавану многие члены ДН приехали со своими предложениями по дальнейшему реформированию Движения, которые вне всякого сомнения представляют интерес.
К сильным сторонам Движения следует отнести тот фактор, что по большинству острых международных проблем организация придерживается своей точки зрения и подходов, которые важно уважать и с которыми необходимо считаться. Уверен - без учета мнений государств ДН принимаемые на различных международных уровнях решения несут риск оказаться нежизнеспособными. Трудно согласиться с теми, кто склонен обвинять страны Движения в радикализме. Следуя такой логике, радикальные подходы присущи любым странам или государственным объединениям. Другое дело, что странам ДН в силу их исторического развития присуще обостренное чувство справедливости. Однако искусство политики в том и состоит, чтобы в широкой гамме позиций уметь нащупывать общие знаменатели, находить компромиссы.
Сказанное отражает философию российского подхода к выстраиванию отношений с Движением неприсоединения. Конечно, мы не во всем согласны с ДН. И это вполне нормально. У нас существуют определенные различия в позициях по ряду вопросов, но эти расхождения никогда не становились "яблоком раздора" в нашем многолетнем общении. Кстати говоря, пройдя через различные испытания, эти отношения смогли выжить именно потому, что мы их преодолевали не через угрозы и упреки, а путем политического диалога.
По всему чувствуется, что и государства Движения активно идут нам навстречу, настроены на развитие многопланового сотрудничества с Россией. Как отмечалось в документах последних крупных форумов ДН, роль России приобретает особую ценность для Движения неприсоединения.
Эта взаимная тяга должна содействовать укреплению сотрудничества России с ДН, в том числе в международных организациях, по таким проблемам, как противодействие международному терроризму и организованной преступности, распространение ОМУ, борьба с радикальными идеологическими течениями, совершенствованию форм взаимодействия по линии Север-Юг.
Объективный интерес представляет задача дальнейшего сближения наших позиций по таким проблемам, как реформа ООН, в основе которой должны лежать задачи повышения эффективности этой международной организации, проведение операций по поддержанию мира (ОПМ), урегулирование региональных конфликтов. Поддержка ДН российских инициатив имеет немаловажное значение для отстаивания общих подходов к решению ключевых международных проблем. Надеюсь, что все вышеуказанные вопросы российской делегации удастся подробно обсудить с участниками саммита ДН на Кубе и наметить при этом пути дальнейшего взаимодействия России со странами этого важного объединения.
Несколько приоткрою и еще одну задачу участия российской делегации в саммите Движения в Гаване. Мы везем на Кубу приветственное послание президента России Владимира Путина участникам XIV Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран. Главная мысль этого обращения - Россия рассматривает ДН как один из ключевых элементов мировой политики и рассчитывает на дальнейшее взаимодействие. Думаю, что это самое убедительное свидетельство того, насколько мы дорожим нашими историческими отношениями с Движением неприсоединения.