Российская газета | Какова роль Байкальского экономического форума? Какое участие принимает в нем министерство?
Кирилл Андросов | Мы четвертый год выступаем соорганизаторами этого форума вместе с Советом Федерации. Это не просто вывеска. В совместной работе мы находим новые идеи по темам, выступающим, организационным мероприятиям. Байкальский форум сегодня уже зарекомендовал себя как полноценное событие экономической жизни страны. И он будет развиваться.
РГ | Утверждают, что вы будете выступать на форуме с докладом. О чем будет идти речь, если это не секрет?
Андросов | Не секрет. А говорить собираюсь впервые о размещении производительных сил, комплексной увязке вопроса развития инфраструктуры с реализацией инвестиционных проектов. Освоение угольных месторождений - это одновременно необходимость развивать железнодорожный транспорт, что, в свою очередь, открывает новые перспективы для освоения нефтегазовых месторождений. Или активное использование гидроресурсов Востока приводит к повышению эффективности строительства целлюлозно-бумажных комбинатов.
РГ | Какие сибирские и дальневосточные проекты получили или имеют перспективу получить государственную поддержку через Инвестиционный фонд?
Андросов | В настоящее время через инвестиционную и правительственную комиссии прошли проекты развития промышленной зоны Нижнего Приангарья и строительства железнодорожной ветки и ГОКов в Чите. В первом случае речь идет о создании нового промышленного региона на базе электроэнергетики, алюминиевого и целлюлозно-бумажного комбинатов. Плюс много еще чего. Второй проект - строительство железнодорожной магистрали в Читинской области, которая дает возможность развития четырех горно-обогатительных комбинатов и одного добывающего карьера. Это - минимум. А на деле, мы уверены, появление железной дороги повлечет за собой освоение и иных полезных ископаемых и минеральных ресурсов.
Третий проект, который будет рассматриваться на инвестиционной комиссии, это строительство железнодорожной ветки через Республику Тыва в Красноярский край до Транссибирской магистрали. Он тоже создаст условия для освоения угольного месторождения южнее Кызыла, а также целого ряда месторождений твердых полезных ископаемых в Красноярском крае.
Я знаю, что готовится проект освоения свинцового месторождения в Бурятии, где тоже потребуется строительство железной дороги и выдача мощности. Совместно с правительством Республики Саха идет подготовка к реализации Эльгинского проекта. Он потребует государственных инвестиций в расширение и электрификацию отдельных участков БАМа.
РГ | А проект нефтепровода к восточным границам?
Андросов | Насколько я знаю, весной 2007 года начнется реальное строительство. Сейчас уточняются детали, связанные с выбором так называемого северного маршрута. К концу 2008 года первый участок до Сковородино должен быть запущен.
РГ | Все эти проекты имеют в основном сырьевую направленность.
Андросов | Инновации появляются там, где есть концентрация "мозгов". А ученых даже за десять лет не воспитаешь. К тому же им должно быть комфортно работать. Все это формируется годами.
На востоке у нас есть научные центры в Томске, Новосибирске, университетский центр в Красноярске, центр геолого-разведочных разработок в Тюмени. Я уверен, что на этих четырех точках можно наращивать технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны.
РГ | Кстати, среди не утвержденных, но перспективных проектов на создание ОЭЗ есть ли заявки из региона.
Андросов | Среди 72 заявок по ОЭЗ было немало сибирских и дальневосточных. Причем есть и неплохо проработанные. У Хабаровского края, Амурской области, Республики Бурятия имеется накопленный опыт подготовки инвестиционных проектов. Если будут приложены усилия, появятся все шансы выйти на неплохие результаты.
РГ | Парадокс, но на российско-японском инвестиционном форуме, который прошел в Санкт-Петербурге, бизнесмены Страны восходящего солнца больший интерес проявляли к европейской части страны. А Сибирь и Дальний Восток оказались на втором месте.
Андросов | То, что пока они идут в европейскую часть, - это нормально. В России быстро растет потребление. Основные точки его пока расположены с западной стороны Урала: в Москве, Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде... И те же крупные автомобилестроительные компании идут за рынком.
На Востоке другое - природные ресурсы. И я считаю, что туда пойдет вторая волна инвестиций. Для этого в том числе мы и проводим форумы, на которых стараемся дать возможность предпринимателям из разных стран пообщаться между собой.
Но, возвращаясь к вашему вопросу о необходимости перехода к инновационной экономике, отмечу, что Россия заинтересована в том, чтобы вывозить продукты хотя бы второго-третьего передела. Для этого нужны деньги и технологии. В странах Юго-Восточной Азии все это есть. И наша политика должна быть направлена на стимулирование привлечения этих компаний к созданию перерабатывающих предприятий на территории России, к внедрению новых технологий.