Эту инструкцию "РГ" опубликовала 13 сентября 2006 года (N 203). Она упростит оформление транзита и станет шагом к вхождению нашей страны в общеевропейскую систему перевозок. Так объяснил вчера новацию помощник руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Мещеряков. А исполняющий обязанности начальника главного управления организации таможенного контроля Виктор Дьяченко назвал эти новшества "революцией" и "очень большой новостью для бизнеса". Кстати, пока с формой новых бланков знакомы только в центральном аппарате ФТС и минюсте, где проходили регистрацию соответствующие документы. Но вчера Мещеряков с удовольствием продемонстрировал журналистам их образцы и рассказал, зачем они вводятся.
Сейчас, пояснил Мещеряков, при отправке грузов используются две формы бланков - грузовая таможенная декларация и "транзитная" декларация, или документ контроля доставки товаров. Между тем в странах Евросоюза, с которыми еще 12 лет назад Россия подписала соглашение о партнерстве и сотрудничестве, используется "сквозная" таможенная декларация. Ее применяют при вывозе, ввозе и транзите грузов. К тому же Россия давно собирается присоединиться сразу к двум европейским конвенциям - об упрощении формальностей в торговле товарами и о процедуре общего транзита. Но прежде нам необходимо привести в соответствие с европейскими нормами все свои таможенные документы и законодательство. Считается, что присоединение к конвенциям сделает "российский путь" более привлекательным для транзита. В таможне, правда, пока не подсчитали сумму будущей экономической выгоды для страны. Но, ссылаясь на данные Всемирной таможенной организации, говорят, что для бизнеса расходы снизятся на 5 - 10 процентов от общей суммы таможенной сделки.
Существенно облегчится и работа таможенных служб. Процедура европейского транзита полностью компьютеризирована. Это значит, что как только товар прошел таможенное оформление, а данные о нем заведены в систему, на таможне в стране-адресате уже видят информацию о грузе. Следовательно, можно заранее определить глубину таможенного контроля.
"Впрочем, вопросы привлекательности России как транзитной страны - это еще и состояние портов, железных дорог, безопасности", - добавил Мещеряков. Таможня, по его словам, делает свою часть работы. Правда, пока и она не завершена: нужно переиздать или отменить 15 - 20 приказов ФТС, внести изменения в Таможенный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Предполагается, например, что будет введен так называемый институт уполномоченного получателя - обладатель этого статуса сможет, уведомив таможню, самостоятельно снимать пломбы с товара. Кроме того, бизнесмены получат возможность пользоваться не отпечатанными типографским способом бланками таможенных деклараций, а электронной формой документов, размноженной в офисе на обычном принтере. Правда, распространяться подобные преимущества будут не на всех подряд, а на предпринимателей, которых признают добропорядочными. При этом критерии добропорядочности будут "абсолютно прозрачными и понятными", их пропишут в законодательстве. Основные поправки в него ФТС готова внести в правительство в ближайшие 1 - 2 месяца. Но даже если документы не "затормозятся" в правительстве и Госдуме, присоединение к конвенциям займет года два - не меньше.
А пока уже в октябре ФТС собирается начать обучение региональных сотрудников, таможенных брокеров и предпринимателей работе с новыми бланками.