19.09.2006 03:50
Общество

Учителям и школьникам угрожают каникулы

После каникул учителя жалуются на лень и невнимательность, а дети - на недосыпание
Текст:  Елена Новоселова (директор Института возрастной физиологии, академик РАО )
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4174)
Читать на сайте RG.RU

Я услышала новость: школьникам хотят на месяц сократить летние каникулы и удлинить весенние и осенние. Аргумент: учителя жалуются, что после длительного "ничегонеделания" весь сентябрь приходится повторять. Его можно было бы считать смешным, если бы приводили его не специалисты. Однако хочется верить, что те, кто возьмется решать этот вопрос, все-таки хорошо понимают, что к чему. А значит, должны хорошо знать, что сентябрь - это период психологической и физиологической адаптации школьников. И приспособление ребенка к школе проходит сложно, вне зависимости от того, месяц или три он отдыхал.

А вот удлинение осенних каникул как раз и даст сбой работоспособности после отдыха. Почему? Попробуем разобраться. Сначала - о первоклассниках и пятиклассниках. Для них первые полтора, а иногда и два месяца - время постепенного включения в режим, в интеллектуальные, физические и даже статические (долгое неподвижное сидение) нагрузки. Привыкнуть нужно и к интенсивному эмоциональному общению, которое доставляет детям немало тревог. Почему дети так долго приходят в норму, тоже понятно. Новый вид и условия деятельности, новые требования, да и отношения со сверстниками тоже изменились. Но главное - новые учителя! Все это вызывает как физиологическое, так и психологическое напряжение.

Сентябрь - это не только период больших нагрузок на психику, но и период сниженной работоспособности, утомляемости. У детей трудности c концентрацией внимания, более низкие, чем обычно, - показатели рабочей памяти. Значит, учебные нагрузки не могут быть максимальными. Повторение и постепенное включение сложного, нового материала здесь подходят лучше всего.

Нередко можно услышать: глупости все это! Ребенок способен приспособиться к чему угодно очень быстро. Но только если ему интересно. Действительно, если школьник слушает учителя, что называется, раскрыв рот, он субъективно не чувствует утомления. Но это вовсе не означает, что работоспособность его безгранична. Конечно, ребенок какое-то время может работать с очень большим напряжением, на интересе. Но важно помнить и понимать, что почти всегда цена этому - здоровье.

Особенно сложно приспосабливаться к учебному процессу тем детям, кто только что вернулся из дальних странствий, кто вместе с родителями за полночь завершал дневные приключения. Он переполнен эмоциями, привык спать полдня. Многие забыли, как ручку держать в руках, не то что работать. Замечательно, если ребенок хорошо отдохнул! Но надо учесть трудности, которые его ожидают. Просыпаться вовремя будет сложно. А значит, с первого дня нужно сделать все, чтобы ребенок пораньше ложился спать и привыкал к режиму дня.

Для этого можно использовать специальные "упражнения" вечерней релаксации. Например, пойти с ним погулять минут сорок, спокойно посидеть, сделать легкий успокаивающий массаж. Не стоит вечером разбирать проблемы прошедшего дня: ругать, что не приготовил портфель, не почистил ботинки, не сложил форму. Все это нужно выяснять днем. Может быть, кого-то я сейчас шокирую, но, на мой взгляд, в такой ситуации лучше подготовить ребенка к следующему дню самому. Не избалуете! Сентябрь - очень трудный период и нужно отнестись к этому с пониманием. К слову, утро - тоже не время для разборок!

Что же делать? Рекомендации просты, но для выполнения требуют большого терпения. Итак, первое: нормализовать режим. Второе - снять на время все дополнительные нагрузки. А первоклассникам вообще не стоит начинать занятия в музыкальной или спортивной школах. Лучше сделать это или за год до школы, или уже во втором классе.

Далее. Спокойно и конструктивно отнестись к возникающим проблемам, а это значит, не ругать и не стыдить. Постарайтесь объяснить ребенку, почему ему сложно. И вместе попытаться прожить этот трудный сентябрь. Если не будет дополнительных стрессов, бесконечных выяснений отношений и явно невыполнимых требований, все нормализуется к концу месяца.

Если же взрослым не хватит терпения, через некоторое время им придется отвечать на другой более сложный вопрос: что делать, если ребенок не хочет идти в школу?

Сложности сентября состоят еще и в том, что сами взрослые испытывают "послеотпускной" стресс. Они ведь тоже не сразу включаются в работу. "Ломка" занимает минимум неделю, поэтому в это время им особенно сложно относиться к своим отпрыскам с терпением и пониманием. Родительский стресс накладывается на детский и осложняет и без того непростую ситуацию начала учебного года.

Помочь здесь может и правильный режим питания. К счастью, осень - благодатное время, когда в изобилии фрукты и овощи. И этим нужно воспользоваться. К примеру, не кормить ребенка геркулесовой кашей, которая еще зимой успеет надоесть, а сделать ему запеканку или оладышки со свежими яблоками. Можно постараться максимально разнообразить питание, а утренние блюда должны и выглядеть как можно более привлекательно и эстетично.

Хорошо пойдут разноцветные фруктовые салаты. Поднимают настроение и любые смешанные соки. И главное. Пусть ваш школьник ест то, что любит, а не то, что вам кажется полезным. Кстати, здорово вечером обсудить меню, оформить его на красивой бумаге и вывесить. Детям это очень нравится - они с удовольствием едят, что они выбрали. Ведь есть утром до школы очень сложно. Поэтому сделайте так, чтобы ваш ребенок пошел в школу сытым и с хорошим настроением.

Подготовила Елена Новоселова

Образование