Улица Неглинная, дом 20/2, строение 1-5; улица Рождественка, дом 31/6, строение 1, 2. По данным адресам уже полтора года строится многофункциональный комплекс: жилой дом в стиле хай-тэк плюс офисные центры и подземная автостоянка. Стройка прикрыта полотном, имитирующим фасад будущего здания, и огромными рекламными щитами.
- Сроки окончания строительных работ перенесены, - рассказал прораб стройки Олег Прытков. - Дело в том, что вместо двух подземных этажей решено соорудить четыре. Естественно, работа затянулась.
Цветной Бульвар, владение 2, строение 1. Здесь ведется расчистка территории под будущую стройку. Шестиэтажный обломок возвышается над рекламными растяжками. Один из немногочисленных рабочих сообщил, что работы идут еще с прошлого ноября. Ломать, как говорится, не строить. Но тут выходит, десяти месяцев не хватило даже для сноса.
Улица Тверская-Ямская, дом 28. Фасад жилого дома вместе с окнами полностью затянут рекламой. "Украшение" висит с начала лета и доставляет жителям дома большие неудобства. Они жалуются на то, что в квартирах невыносимо темно и душно, некоторые даже пробуют прорезать в плакате дырки для вентиляции.
Краснопресненская набережная, дом 1/2. Дом, словно латексом, обтянут ярким рекламным плакатом популярного газированного напитка. И здесь сотням жителей реклама закрывает белый свет, но народ особо не жалуется.Строители утверждают, что в сентябре покончат с ремонтом фасада (который начался год назад!), и люди склонны им верить.
Официальный представитель газированной компании Ирина Шарафанова дала корреспондентам "РГ" от ворот поворот: размещением рекламы занимается город, и висеть там может что угодно, хоть мобильный телефон, хоть швейцарские часы. Впрочем, телефон менеджера рекламных спецпроектов при правительстве Москвы Натальи Волошаненко нам все же дали. Она рассказала:
- На средства, вырученные от размещения этой рекламы, ремонтируются подъезды дома. Выделено по 15 000 долларов на каждый подъезд, и жильцы решают, что сделать на эти деньги: окна, перила или что-то еще. Они заключают договоры с подрядчиками и контролируют качество работ, мы - оплачиваем счета. То есть деньги используются четко по назначению и налево не уйдут.
- Что стряслось в этих подъездах такого, что за год починить не смогли?
- По нормативу сетка может висеть до полугода. Здесь висит дольше, потому что начали ремонтировать, и выплыли проблемы, о которых не догадывались сначала. Стало ясно - косметикой не обойдешься, нужен капремонт. И для города это удобно. Есть распоряжение, чтобы все ремонтирующиеся объекты на центральных улицах можно было затягивать ею. Реклама помогает экономить. Ведь за счет горбюджета можно отремонтировать не более 10 процентов жилфонда. Вот и привлекаем внебюджетные средства.
- И сколько же?
- Такую рекламу могут позволить себе только крупные компании. Речь идет о сотнях тысяч долларов в месяц. Есть список домов, которые нужно отремонтировать в 2006 году. Соответственно, мы выбираем дома, перспективные с точки зрения рекламы, предлагаем клиентам размещение, а уже на полученные деньги начинаем ремонт. Разумеется, какой-то процент с этих денег получают и сотрудники компании, привлекшей рекламодателей.
Возникает вопрос: если речь идет о сотнях тысяч долларов ежемесячно, а жильцам 8-подъездного дома выдали по 15 тысяч, то куда пошли остальные деньги? Предположим самое безобидное, что они пошли на ремонт других домов, бесперспективных с точки зрения рекламы. Но в этой ситуации ощущается почти непреодолимый соблазн: выставить весь центр города "на панель" на заработки. В том числе и дома, являющиеся визитной карточкой Москвы, даже не очень нуждающиеся в ремонте. Собственно, это и происходит. Однако, к примеру, депутат Мосгордумы и член Бюджетно-финансовой комиссии Людмила Стебенкова не видит здесь проблемы:
- Но ведь жильцы согласились, взяли эти деньги... А могли не соглашаться, больше потребовать, поторговаться. Городу выгодно, когда реклама весит долго, и люди при этом внакладе не остаются.
Такого же мнения придерживается и начальник Управления координации по управлению многоквартирными домами и паспортизации жилищного фонда Москвы Виталий Акимкин:
- Почему бы жильцам не зарабатывать на ремонт дома самим, вместо того чтобы ждать милостей от города? Создаете товарищество собственников жилья (ТСЖ), даете "добро" на размещение на вашем доме рекламного щита - и, поверьте, ремонт не только произойдет в ближайшие сроки, но и окупится!
Вот, например, в американском городе Провиденс некая компания придумала размещать рекламу... на лбу граждан. На самое видное место наносится временная татуировка - обычно логотип компании, заинтересованной в нетрадиционной рекламе своего товара. А носитель "клейма" в неделю получает до 150 долларов.
Вот только центр Москвы, все же - наше общее лицо. И неплохо было бы спросить мнение всех заинтересованных сторон: уместна ли на нем реклама?
прямая речь |
Александр Крутов,
ДЕПУТАТ МОСГОРДУМЫ ("ЕДИНАЯ РОССИЯ"), ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО РЕГЛАМЕНТУ, ПРАВИЛАМ И ПРОЦЕДУРАМ:
- Меня самого ужасает, когда в исторической части города "маячит" реклама площадью в тысячу квадратных метров. Но злого умысла я бы здесь не искал.
Что касается доходов, то есть два канала поступления средств: доходы от разрешения на размещение рекламы и налог на саму рекламу. Плата за размещение достается тому, в чьей собственности находится здание. Если это госсобственность, например, как Ленинская библиотека, то в федеральный бюджет, если собственность города - в городскую казну, если частный дом - его хозяину. А вот налоги целиком поступают в бюджет города.