Так прокомментировал вчера корреспонденту "РГ" предложения главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина директор департамента финансовой политики минфина Алексей Саватюгин.
Напомним, что в связи с недавним убийством первого зампредседателя ЦБ Андрея Козлова возникла идея укрепить "силовую составляющую" в надзоре за банками. "Полицейская составляющая может присутствовать в надзоре", - пояснил Саватюгин. Что же касается регулирования банковской деятельности, то оно должно быть "разумным". Таким образом, судя по всему, в минфине пока нет каких-либо инициатив по усилению контроля над банками. Тем не менее не исключено, что они появятся впоследствии. Во всяком случае, Саватюгин предположил, что представители минфина подключатся к работе специальной межведомственной рабочей группы, создаваемой по поручению президента.
Именно от этой группы банковское сообщество ждет поправок в законодательство, призванных упорядочить работу банков со своими клиентами и поставить заслон на пути сомнительных операций с обналичиванием денег. По словам зампредседателя Комитета Госдумы по кредитной политике и финансовым рынкам Анатолия Аксакова, документ может поступить к законодателям уже в течение месяца. "Обналичку", как известно, считают бизнесом, тесно связанным с отмыванием криминальных доходов, и, по мнению экспертов, ею грешат многие банки. В наказание за такие действия ЦБ отзывает у банков лицензии - только за полтора последних года права на кредитную деятельность были лишены 79 организаций. Но, по действующему законодательству, у банков нет права без причин отказать клиенту в обналичивании денег, а критерии сомнительных операций нигде не прописаны. Как стало известно корреспонденту "РГ", свои предложения на этот счет готово сформулировать банковское сообщество, работа над ними идет в Ассоциации российских банков. Но что содержится в документе АРБ, пока выяснить не удалось.
К тому же "само по себе обналичивание не является злодеянием", пояснил вчера Саватюгин. "Злодеяние", по его словам, это когда через обналичку клиенты банков уходят от уплаты налогов или способствуют легализации преступных доходов.
Но тогда и борьба с этим явлением должна быть перенесена в иную плоскость. Если причиной массовой обналички становится уход от налогов, то значит, надо думать о снижении налогового бремени, предлагает зампредседателя Комитета Госдумы по кредитной политике и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Но параллельно следует создавать такие условия, чтобы банки заранее "не пугались любого клиента", желающего снять наличные деньги, дополняет Аксаков. Ответственность за выявление сомнительных клиентов банков, по его мнению, должна быть возложена на Росфинмониторинг. Он сказал, что Центробанк и без того на протяжении ряда лет "выполнял не свойственные ему функции репрессивного органа", банкиры предоставляли имеющуюся информацию в "финансовую разведку". "Но, к сожалению, реакции от силовых структур не было", - заметил Аксаков.
На днях депутат выступил с еще одним радикальным предложением - ввести ограничения на выдачу наличных на сумму более 10 тысяч долларов. Но пока, пояснил вчера Аксаков, эта идея даже не оформлена в законодательную инициативу и реализовать ее на практике можно лишь в том случае, если в стране будет создана работающая повсеместно система безналичных платежей через пластиковые карточки. С таким подходом согласен и Саватюгин.
Между тем, в Госдуме планируют внести на рассмотрение поправки в законодательство, налагающие запрет на профессию для банкиров, уличенных в отмывании денег и налоговых преступлениях. Соответствующий законопроект разработал депутат Алексей Лебедев, и это предложение по сути повторяет идею Андрея Козлова, высказанную им накануне гибели. По признанию Аксакова, изначально он не поддерживал такой метод, а текста законопроекта, подготовленного коллегой, еще не видел. Однако теперь Аксаков считает, что принятие законопроекта "реально" и готовить его надо совместно с ЦБ и правительством. В то же время, пояснил вчера Аксаков, надо обратить внимание на деятельность не только первых лиц в банках, но и менеджеров.
Комментарий
Производство водки и ликероводочных изделий за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2005 года действительно сократилось на 14,6 процента. Эксперты связывают это с проблемами, которые возникли на рынке после введения с 1 июля новых акцизных марок.
То не хватало самих марок, то неясно было, когда в полную силу заработает единая государственная автоматизированная система учета алкогольной продукции. Естественно, предприятия на время оказались затоваренными продукцией и приостановили выпуск новой. В ситуацию даже пришлось вмешаться премьер-министру Михаилу Фрадкову, который поручил ведомствам, причастным к реформе на алкогольном рынке, срочно разобраться со всеми возникшими проблемами. К сентябрю положение несколько стабилизировалось. О чем, кстати, говорят и данные Росстата. В августе по сравнению с июлем производство алкоголя в стране увеличилось на 71,5 процента. Похоже, кризис позади.