20.09.2006 03:40
Власть

250 миллионов рублей поделили между НКО

Кому достались 250 миллионов государственных рублей
Текст:  Наталья Коныгина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4175)
Читать на сайте RG.RU

Из двух тысяч заявок, изначально представленных на конкурс, в итоге осталось всего 617. Организаций, представивших их, оказалось и того меньше - 516, так как одна организация имела право подавать несколько заявок.

- Если исходить из сроков, в которые был проведен конкурс, - а они были очень сжатыми, - то я доволен результатом конкурса, - рассказал "РГ" глава конкурсной комиссии Сергей Катырин. - А если говорить о количестве организаций, проявивших активность, то здесь радоваться пока рано. У нас в стране зарегистрировано более 500 тысяч различных некоммерческих организаций. К нам заявки подали две тысячи. Думаю, что примерно столько же было на второй части конкурса, которая шла по другой линии (еще 250 миллионов распределяются через полпредства в федеральных округах. - "РГ"). В итоге получается примерно 4-5 тысяч организаций - один процент от их общего количества.

Львиная доля выделенных денег достанется региональным организациям, общероссийские НКО получат всего 10-13 процентов. Больше всего средств получат организации, которые занимаются проблемами инвалидов - около 13 процентов. Еще 12 процентов уйдут молодежным и детским организациям, по 8 процентов - правозащитным и благотворительным организациям, по 6 процентов - женским организациям и в сферу культуры. Кроме того, поддержку получат также военно-патриотические, ветеранские, спортивные и научные организации, компании, занимающиеся социальными исследованиями и мониторингом. Часть средств поступит на поддержку здравоохранения.

- Наши итоги отражают активность и, подозреваю, реальный количественный состав этих организаций в России, - сказал Катырин. - Возможно, на бумаге каких-то организаций и больше, но получившийся у нас расклад, думаю, соответствует тому, что есть на самом деле. Организаций, которые занимаются проблемами инвалидов, и по количеству было много, и по финансам они достаточно прилично выглядели. Весьма активными были правозащитники. Совсем немного заявок было от деятелей культуры, мы сначала даже расстроились. Но когда начали работать с этими заявками, выяснилось, что они - одни из наиболее качественно проработанных и обоснованных.

Сами выигравшие организации уже готовятся с умом их потратить. Так, фонд помощи незрячим и слабовидящим детям Дианы Гурцкой "По зову сердца" подавал заявку на оснащение офиса оргтехникой.

- Мы небольшая организация, которая держится в основном на энтузиазме самой Дианы и людей, которые ее окружают, - говорит исполнительный директор фонда Петр Кучеренко. - До этого фонд финансировался из личных средств Дианы и средств, которые в частном порядке жертвовали бизнесмены и поклонники. И вне зависимости от получения или неполучения гранта мы бы продолжали свою деятельность. Но, конечно, с приобретением оборудования, необходимого для полноценной работы офиса, эта работа будет более эффективной. То, что мы делаем, в масштабах страны совершенно небольшие проекты, но радует, что именно такие проекты сейчас востребованы государством. Пришло время отходить от глобальных проблем, лучше поддерживать малые начинания.

В Фонде содействия развитию спорта и медицины имени генерал-полковника А.А. Романова грант планируют потратить на создание реабилитационного центра для военнослужащих и инвалидов, пострадавших при защите Отечества, проведение и поддержку спортивных и благотворительных мероприятий в силовых структурах, поддержку параолимпийского спорта, а также помощь медицинским учреждениям, в первую очередь во внутренних войсках и МВД. До сегодняшнего дня фонду помогал в основном российский бизнес, но, по словам директора фонда Игоря Амосова, финансирование было нестабильным.

- Фонд до этого не финансировался никакими государственными структурами, почему бы сейчас им в этом не поучаствовать? - рассуждает Амосов. - Государственный грант не решит всех проблем, но он очень нас поддержит, ситуация станет стабильнее.

   ПЕРЕУЧЕТ

До середины следующего месяца иностранные НКО в России должны перерегистрироваться в соответствии со вступившими в силу 18 апреля поправками к закону об НКО. Как идет процесс и с какими сложностями столкнулись организации, рассказал вчера заместитель начальника Управления Федеральной регистрационной службы Анатолий Панченко.

- Всего в России примерно 200 представительств зарубежных НКО, и на данный момент только 26 прошли перерегистрацию, порядка 40 находятся на рассмотрении, а 20 заявок отправлены на "доработку", - говорит Анатолий Панченко.

Основные причины отправки документов на "доработку" - небрежность и халатное заполнение. "Но отправка на "доработку" не означает автоматически отказа, - подчеркивает Анатолий Панченко, - это означает лишь приостановление деятельности, синдром страха с наступлением часа X ничем не обоснован".

Основные проблемы, с которыми столкнулись зарубежные НКО при перерегистрации, - необходимость внесения изменений в учредительный договор головной компании (должно быть закреплено наличие филиалов). На практике это означало созыв акционеров, объяснение необходимости включения той или иной формулировки, на это уходят недели. Доходило и до комичных случаев: в документах должны быть сведения об учредителях, но часть фондов имеет столетнюю историю, и найти паспортные данные уже давно умерших учредителей иногда бывает просто невозможно. Представители многих фондов объясняют затяжки, проволочки и трудности с оформлением документов тем, что федеральные органы лишь весной предоставили формы и объявили перечень необходимых документов. Поддержку и содействие зарубежным НКО пообещала Виолетта Медведева, специалист-эксперт Совета Федерации.

   А КАК У НИХ?

Господдержка неправительственных организаций и общественных движений давно стала повседневной практикой в скандинавских странах.

Министр иностранных дел Финляндии Эркки ТУОМИОЙЯ дал по этому поводу блиц-комментарий "Российской газете".

- В нашей стране общественные организации не только получают государственную поддержку, но сами участвуют в распределении финансовых средств. В частности, десять процентов всей государственной помощи, выделяемой на развитие, проходят и распределяются через финские неправительственные организации. Есть и прямые формы предоставления материальной и финансовой помощи общественным организациям.

Мы высоко ценим вклад таких неправительственных организаций и поддерживаем их. Например, взяли на себя часть расходов по проведению конгресса международного движения "Врачи мира за предотвращение ядерной войны", который проходил недавно в Хельсинки. При подготовке и проведении официальных встреч высокого уровня мы, как правило, включаем в состав делегаций представителей НПО, которых они сами для этого выдвигают. Довольно часто оказываем поддержку в различных издательских проектах по инициативе НПО.

И вообще это в исторической традиции финского общества - у нас все основные политические партии зарождались на основе массовых общественных движений и общественных объединений. Правительство тесно взаимодействует с НПО, создано несколько совместных комиссий - по правам человека, комиссия по развитию.

При этом мы стремимся сохранить и подчеркнуть независимость таких организаций от государства. Поэтому предоставляем помощь и тем, кто поддерживает правящую партию, и тем, кто находится в оппозиции. Тем, кто за дальнейшую интеграцию в Евросоюз, и тем, которые против глобализации. Предоставляя помощь, мы никогда не связываем ее никакими условиями и обязательствами.

   ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Как и для чего чего нужно тратить госденьги для НКО - философию государственных решений в этой сфере "РГ" объяснил член Общественной палаты, известный журналист Алексей Чадаев.

- Государственные деньги - это не те деньги, на которые могут существовать НКО. То есть "сесть" на госфинансирование и, грубо говоря, жить на нем - нельзя. Госденьги для НКО - знак признания: эта тема представляет не интересы какой-то частной группы, а является общезначимым, ценным для всего общества.

Российская газета | Какие -по типу - организации должны быть в "списке победителей"?

Алексей Чадаев | Деньги могли бы получить серьезные реальные экологи, которые действительно занимаются экологическим мониторингом охраны окружающей среды. Конечно, те, кто занимается проблемами детей, должны быть - педагогика не частное дело. Есть зоны пограничные: кто-то говорит, что сохранение богатства и разнообразия культуры народов России - общая задача, а другие говорят: да нет, пусть диаспора сама заботится о сохранении своих культурно-исторических ценностей.

Мне кажется идеальной ситуация, когда деньги на содержание НКО дают не компании и фирмы, а частные лица в массовом порядке.

Для этого есть тормоза институциональные: человек, решивший выделить такие деньги, натолкнется на жесткую систему, не приспособленную к человеческой активности и встречающую его вопросом "че надо? че пришел?".

Но есть тормоза и в сознании: трудно объяснить человеку, почему он должен давать деньги непонятно на что.

Подготовили
Александр Емельяненков,
Наталья Тоганова,
Елена Яковлева

Регионы Общественная палата