В обнародованном перечне картин, которые будут рассмотрены нашими рефери, 14 названий. Перечень пестр: сугубо коммерческие ленты наподобие "Дневного дозора" Тимура Бекмамбетова и молодежной комедии "Питер FM" Оксаны Бычковой соседствуют с сугубо артхаусными проектами: "Эйфория" Ивана Вырыпаева, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова и "Остров" Павла Лунгина (эти картины представляли Россию на недавнем Венецианском кинофестивале). Фантасмагория Николая Хомерики "977/Девять семь семь" включалась в программу Каннского фестиваля, "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова и "Связь" Авдотьи Смирновой увенчаны призами сочинского "Кинотавра", "Многоточие" Андрея Эшпая участвовал в конкурсе фестиваля в Карловых Варах. В списке наличествуют также "Живой" Александра Велединского, "Мне не больно" Алексея Балабанова, "Перегон" Александра Рогожкина, "Точка" Юрия Мороза и, конечно, лидер национального проката "9 рота" Федора Бондарчука.
Лонг-лист действительно "лонг" (длинен), и даже, пожалуй, чересчур: он включает едва ли не треть всей произведенной за год продукции в области игрового кино. Это говорит о заметном росте уровня нашего кинематографа, хотя многие названия, легко догадаться, будут отсеяны без особо жарких споров. Кроме того, по регламенту премии, предложенные фильмы должны пройти в национальном прокате до 30 сентября - поэтому могут возникнуть проблемы с "Эйфорией", "Свободным плаванием" и "Островом", пока на наш экран не выходившими.
Главный вопрос, на который должен будет ответить сегодня наш "оскаровский комитет": какими критериями руководствоваться в отборе? "Оскаром" часто увенчиваются не столько лучшие в художественном отношении фильмы, сколько коммерчески успешные или попавшие в некий конъюнктурный поток. Поэтому решения наших рефери в последние годы колебались в диапазоне от сугубого артхауса до сугубой коммерции. Успеха, как известно, эти колебания пока не принесли: ни "Ночной дозор", ни "Итальянец", которые были выдвинуты за последние два года как раз по принципу такого контраста, в окончательный список претендентов так и не попали.
Если комитет придет сегодня к какому-либо решению, то вскоре мы узнаем название того единственного российского фильма, который будет включен в "лонг-лист" академической премии и наряду с десятками картин, представленных другими странами мира, сможет участвовать в первом этапе "оскаровской" гонки. В окончательном же списке, который будет представлен вниманию членов Американской киноакадемии в начале года, окажутся только пять названий - и вот это уже можно будет назвать серьезным успехом. За последние два десятилетия только три наших картины пробились на этот последний этап: "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (они получили "Оскара"), "Кавказский пленник" Сергея Бодрова и "Вор" Павла Чухрая.