23.09.2006 03:00
Экономика

Кудрину мешают инфляция и укрепление рубля

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4179)
Читать на сайте RG.RU

Представляя нижней палате проект бюджета-2007, Кудрин так построил свое выступление, что вся Дума четвертого созыва оказалась соавтором и финансовых побед, и финансовых поражений (впрочем, таких, судя по докладу, вроде бы и не случалось) России в последние годы. А проект бюджета будущего года - завершающего года депутатской четырехлетки - стал как бы итогом законотворчества нынешних народных избранников. И цифры, приведенные Кудриным, свидетельствовали - депутатам, как и минфину, есть чем гордиться. В среднем в этот период ВВП рос ежегодно на 6,5 процента. Государственный долг за время работы Госдумы нынешнего созыва уменьшился почти вдвое: с 4 триллионов 190 миллиардов рублей до 2 триллионов 596 миллиардов. А объем инвестиций в основные фонды увеличился в два раза: в 2003 году он составлял 2 триллиона 186 миллиардов, в следующем году составит 4 триллиона 320 миллиардов рублей. Министр финансов призвал думцев - вероятно, надеясь, что большинство из них останется при своих мандатах и после грядущих парламентских выборов, - сделать следующий совместный шаг. И к 2009 году снова удвоить объем инвестиций, особенно в промышленность.

"Бюджет 2007 года можно по праву назвать бюджетом инвестиций в человека, в стратегические приоритеты", - сказал Алексей Кудрин. И сообщил уже известные депутатам основные параметры главного финансового документа страны: доходы составят 6 триллионов 965,3 миллиарда, расходы - 5 триллионов 463 миллиарда, непроцентные расходы - 5 триллионов 306,6 миллиарда рублей. При этом доходы страны, на 52 процента связанные с доходами от продажи нефти, вырастут на 806,3 миллиарда, а расходы - на 1 триллион 74,9 миллиарда рублей. "Если брать только непроцентные расходы, то они вырастут на триллион 110 миллиардов рублей, или на 26,5 процента, то есть за один год в номинальном выражении мы нарастим расходы на четверть нашего бюджета", - заявил Кудрин, сообщив при этом, что наибольший прирост расходов планируется по статье "Трансферты бюджетам других уровней". На втором месте по расходам - поддержка экономики - на это уйдет 1 триллион 100 миллиардов рублей. Кстати, экономика получила наибольший прирост финансирования - на 50 процентов. Третье место в тройке лидеров по расходам занимают государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд получит 163 миллиарда рублей, "Национальная оборона" - 161,9 миллиарда, "Правоохранительная деятельность" - 124,6.

Основные проблемы, мешающие росту инвестиций, - инфляция и повышение курса рубля. Кудрин отметил "слишком высокие темпы прироста денежной массы при более скромном приросте экономики, ВВП и промышленности". "Существенным фундаментальным инструментом экономической политики" он назвал введение с 1 июля полной конвертируемости рубля, снятие всех ограничений с инвестиций в Россию и из России. Предупреждая традиционные на Охотном Ряду вопросы о Стабилизационном фонде, Кудрин сказал, что Стабфонд разделен - на резервный фонд и фонд будущих поколений. Резервная часть составит от 7 до 10 процентов ВВП, а все, что будет накапливаться сверх этого, составит фонд будущих поколений. На сегодня, по словам министра, объем Стабфонда составляет 6,4 процента ВВП, "то есть он еще даже не достиг нижней планки, которая должна быть резервной". Парламентское большинство было удовлетворено концепцией бюджета. Как считает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам "единоросс" Юрий Васильев, она обладает значительным запасом прочности и впервые выполнена в формате трехлетней модели среднесрочного бюджетного планирования, позволяющей реализовывать перспективные цели и задачи, направленные на повышение уровня жизни населения, прежде всего работников бюджетной сферы, и улучшение демографической ситуации. Проект бюджета 2007 года носит явно социально ориентированный характер, заявил Васильев. Однако с ним не согласились коммунисты, "народовольцы" и часть независимых депутатов, которые считают планируемые правительством доходы заниженными, а бюджетный профицит отнюдь не достижением. Впрочем, и "единороссы", поддержав концепцию, обещали дать правительству "бой" при следующих чтениях проекта. Ведь бюджет будущего года - это не только повод для подведения итогов, но и для новых предвыборных обещаний.

Макроэкономика Федеральный бюджет