26.09.2006 01:00
Экономика

Планируется расширение порта на Итурупе

Планируется расширение порта на Итурупе
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №0 (573)
Читать на сайте RG.RU

Дело в том, что остальные крупные порты дальневосточной России расположены в примыкающих к Тихому океану морях (Японском и Охотском). Если же предположить удовлетворение японских претензий хотя бы на Хабомаи и Шикотан (а Япония претендует еще на Кунашир и Итуруп), тогда, по предварительным экспертным оценкам Минтранса России и Союза российских судовладельцев, России придется оплачивать морской транзит в Тихий океан (и обратно) из Владивостока, Находки и южносахалинских портов. Если точнее, - "дальневосточный Босфор" обойдется РФ минимум в 100 миллионов долларов ежегодно.

Еще в конце 2001 года причального комплекса на Итурупе не было и в помине, а суда для Итурупа разгружались в южносахалинском порту Холмск - за многие десятки миль к западу от Курил. В ноябре 2001 года вновь началось строительство Итурупского причального комплекса, а к осени 2006-го он был сдан в эксплуатацию. Здесь, например, могут разгружаться суда океанических классов, лоцманская же проводка "сопроводит" их в порты Магаданской области, Сахалина, Западной Камчатки, Хабаровского и Приморского края. Инвестиции составили около 100 миллионов рублей, а расширение этого терминала требует еще 40-50 млн. руб. Недавно там появилось уникальное "бухто-убежище" для маломерных судов (на случай природных эксцессов). Таким образом навигация на всех Курилах, благодаря терминалу на южнокурильском Итурупе, стала круглогодичной. Характерно и то, что на этом острове недавно построены 2 новых лососе- и крабоперерабатывающих завода: это позволяет около 80 процентов ежегодной добычи столь ценного сырья - вместо прежних 30-35 процентов - перерабатывать непосредственно на Итурупе.

По мнению заместителя комитета Сахалинской областной думы по экономическому развитию и бюджету Сергея Карепкина, "новый причал, безусловно, укрепляет не только экономические, но и политические позиции России в Тихоокеанском регионе. Это позволило наладить и регулярное судоходство между Курилами и Сахалином. Но вместе с тем острове Итуруп удручающее впечатление производят автодороги, по которым можно ездить на скорости не более 20 километров в час. Так что нужно комплексное развитие островной инфраструктуры".

Справка "РБГ"

СССР до апреля 1945 года включительно выплачивал Японии около 50 миллионов долларов за транзит через японские Курилы между своими дальневосточными портами и Камчаткой, и между портами Приморского, Хабаровского краев и Тихим океаном. Но это окупалось японскими лесозаготовительными и рыбопромысловыми концессиями до 1944 года включительно на Северном Сахалине, который советские войска освободили от японской оккупации (с 1918 г.) в мае 1925-го.

Примечательно, что Итурупский терминал построен и будет расширяться в год 50-летия небезызвестной советско-японской Декларации 1956 года, в которой СССР пообещал передать Японии Хабомаи с Шикотаном (отказавшегося подписывать такой документ В.М.Молотова, тогдашнего министра иностранных дел, вскоре с публичным шельмованием отправили в отставку). А они вместе с соседними Кунаширом и Итурупом - уже через месяц после похорон И.В.Сталина (!) - "трансформировались" в пресловутые "Северные территории", которые с тех пор вписаны в префектуру приграничного с СССР острова Хоккайдо. Упомянутый же терминал на Итурупе строили еще в 1952-1953 годах, но после кончины И.В.Сталина Хрущев и Маленков, чтобы не раздражать японцев, в мае 1953-го предписали "законсервировать" этот объект. Многие аналитики считают, что Итурупский терминал - один из эффектных ответов России на недавние требования "официального" Токио не препятствовать рыбопромысловым судам в акватории японских "Северных территорий"...

Водный транспорт