Выставленные в эффектную диагональ, они тихо стояли на сцене в ожидании своих хозяев - новых призеров фестиваля. Из динамика раздавался голос "ди-джея", режиссера Театра.doc Александра Вартанова. Оттуда же, из радиорубки, члены жюри назвали лауреатов "Новой драмы".
Самым главным событием стало неприсуждение премии в номинации "Лучшая пьеса". Председатель жюри критик Марина Давыдова объявила, что у движения появился свой гамбургский счет, и именно поэтому ни одна из пьес, представленных в конкурсной программе, не набрала нужного числа голосов. Жюри решило не рассматривать в качестве номинантов старую пьесу одного из главных героев "Новой драмы" Ивана Вырыпаева "Сны", потому что она была написана достаточно давно. Еще раньше, а именно в начале 90-х, Владимир Сорокин сочинил свою пьесу-шутку "Дисморфомания", на основе которой Андрей Могучий поставил спектакль "Не Hamlet" в петербургском театре "Приют комедиантов". Документальная проза Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва", тоже написанная давно, тем более не могла рассматриваться в качестве претендента на драматургический Олимп.
Таким образом, коллективному взору жюри предстали короткие драматические этюды, из которых Владимир Панков составил сюжет своей "саунд-драмы" "Переход" (Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева), пьеса Вячеслава Дурненкова "Три действия по четырем картинам" и "Пьеса про деньги" Виктории Никифоровой (обе постановки принадлежат театру "Практика"). Члены жюри, судя по их комментариям после церемонии, очень сокрушались, что не могли включить в конкурс несколько пьес, представленных не в конкурсной, но в специальной программе фестиваля - прежде всего речь шла о прочитанной накануне пьесе Ивана Вырыпаева "Июль", которая произвела на всех сильное впечатление. "Если бы не правила фестиваля, мы, конечно, присудили бы премию именно этому тексту", - рассказала "РГ" председатель жюри. Такой возможности организаторы фестиваля жюри не предоставили, и таким образом "Новая драма" осталась без лучшей пьесы.
Но этим не ограничилась череда конфликтов и скандалов, как никогда сотрясавших пятилетнее новодрамовское "тело". То нависла тень над некогда безоблачными отношениями отцов-основателей - драматурга Михаила Угарова и руководителя театра "Практика" Эдуарда Боякова. То писатель Владимир Сорокин, не досмотрев до конца спектакль "Не Hamlet", стремительно покинул зал и заявил, что ни одного своего текста больше не доверит режиссеру Могучему.
Возможно, Сорокина в спектакле "Не Hamlet" оскорбил недостаток гламурности, его небрежная, карнавальная непричесанность. Мне же было досадно вот от чего: сюжет о том, как среднестатистический инженерно-технический работник в сером пиджаке, "маленький человек" космической эры, внезапно принимает на себя трагическую дилемму "быть или не быть", безнадежно увяз в капустнике и пародии, а предмет пародии так и остался невыясненным. Именно это породило ту особую скуку, которая возникает обычно от обилия необязательных шуток.
Наконец под самый финал фестиваля страсти накалились до такого предела, что разразился самый настоящий пожар. Во время премьеры пьесы современного ирландского драматурга Макдонаха "Королева красоты" (режиссер Михаил Бычков) в Театре им. Евгения Вахтангова на арьерсцене вспыхнули элементы декорации. Публика к тому моменту уже изнемогла под натиском натуралистических подробностей жизни ирландских провинциалов - старушки-матери (Алла Казанская) и ее сорокалетней дочери (Юлия Рутберг). В свете пожара, быть может, и не стоит говорить о том мертвом, старомодном и напыщенном театре, которым нежданно пахнуло со сцены (кстати, Казанская была здесь едва ли не самой естественной). Скорее всего режиссер и актеры так и не смогли договориться о том, что именно они играют.
Но что точно заслуживает отдельной номинации - это мужество, которое продемонстрировали Рутберг и ее партнер: глядя на сноп огня, все выше поднимавшийся к колосникам, они продолжали играть. Только когда пламя уже вовсю бушевало, Юлия Рутберг, воскликнув "Пожар!", кинулась за кулисы. Никем не направляемая и совершенно невозмутимая публика (тоже заслужившая спецприз жюри) организованно двинулась к выходу.
Так, при всполохах пожара на спектакле по пьесе самого модного и старомодного драматурга из Ирландии заканчивалась нынешняя "Новая драма", отмеченная едва ли не самыми бурными спорами за всю свою пятилетнюю историю.
Гран-при за лучший спектакль все же присудили - творению Владимира Панкова "Доктор.doc", идущему в Театре.doc (О его спектакле "Переход" читайте в одном из ближайших номеров "РГ"). Награду за лучшую женскую роль вручили актрисе Анне Галиновой за роль в спектакле "Чернобыльская молитва" (Lehtonen Production, Москва). О ее замечательной работе "РГ" писала 19 сентября. Лучшим актером назвали Дмитрия Мухамадеева ("Три действия по четырем картинам", режиссер Михаил Угаров). Две специальные премии жюри достались режиссеру, создателю спектакля "Манагер" Руслану Маликову в Театре.doc и артисту пермского театра "У Моста" Ивану Маленьких за две роли в спектаклях Сергея Федотова по пьесам Макдонаха.
Судьба следующего, шестого фестиваля "Новая драма" в свете всех катаклизмов, обрушившихся на его пятое издание, пока не известна.