Если заемщик не возвращает долг в течение длительного срока, в его паспорт может быть внесена специальная метка, и тогда он не сможет не только претендовать на получение другого кредита, но и выехать за границу и даже водить машину.
С таким предложением выступил вчера на Первой общероссийской конференции по коллекторскому бизнесу президент Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса Сергей Рахманин.
Напомним, что минэкономразвития уже подготовило проект закона, предусматривающего процедуру банкротства физических лиц, о котором уже писала "РГ". Но он не предусматривает каких-то гонений на тех, кто не смог вовремя расплатиться с потребительскими кредитами. Напротив, гражданин сможет добровольно объявить себя банкротом и, если суд с этим согласится, то банк должен разработать для своего клиента программу поэтапного погашения долга. Понятно, что банковское сообщество, хоть и приветствует этот законопроект, но считает, что он не в полной мере защищает права кредитора.
Надо сказать, что рост невозвратов по кредитам давно беспокоит экспертов и финансовые власти. По официальным данным, их общая сумма перевалила за 1 миллиард долларов и составляет 2,5 процента от размера выданных кредитов. Между тем, как утверждают независимые эксперты, банки сознательно занижают размеры непогашенной задолженности, которая на самом деле достигла уже 20 процентов.
Впрочем, в Ассоциации российских банков категорически опровергают слухи о возможности дефолта из-за невозвратов. "Ничего подобного нет и, надеюсь, не будет", - сказал вчера президент ассоциации Гарегин Тосунян. Тем не менее банковское сообщество тоже подключилось к обсуждению законопроекта о банкротстве физических лиц. Некоторые представители банковского сообщества предложили приравнять невозврат гражданами кредитов к уголовному преступлению со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тосунян вчера подобные предложения не комментировал. Однако согласился, что надо защитить и права банков.
В то же время установленные Центробанком нормы, по которым платеж по кредиту считается просроченным, завышены, считают в Ассоциации. Так, в европейских странах клиент может задержать оплату на 90 дней, и это будет считаться задержкой платежа, а не просрочкой. У нас "счетчик" включается через неделю, а то и раньше, и это значит, что на заемщика могут наложить штраф, а банк обязан принимать меры по возврату долга. Но собственные банковские службы безопасности строго ограничены в методах воздействия на нерадивых клиентов. Как правило, дело не идет дальше уговоров.
Их эффективность невелика, и в последнее время банки все чаще обращаются к услугам профессиональных компаний по "выбиванию долга" - коллекторским агентствам. Они появились на российском рынке два года назад, сейчас Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса объединяет 12 профильных компаний. По большому счету, чем отличаются их способы работы от банковских, пока не совсем ясно. Сами коллекторы утверждают, что их бизнес ни в коей мере не связан с криминалом, а их преимущество - в индивидуальном подходе к клиентам. Некоторые агентства делают упор на всестороннем развитии своих сотрудников - заставляют их изучать психологию, ходить в музеи, театры, разбираться в литературе и спорте, чтобы вести с клиентами задушевные беседы.
Между тем пока в России нет специального закона, регулирующего деятельность коллекторских агентств. По словам Рахманина, его проект разрабатывается в Госдуме. Но ассоциация готова подключиться к этой работе и в течение ближайших недель внести свои предложения. Прежде всего, полагает Рахманин, в законе должны содержаться нормы, отсекающие от коллекторского рынка криминал - к работе в компаниях не должны допускаться люди, имевшие судимость. В ассоциации уже разрабатывают собственный "кодекс чести", но не против введения лицензий для коллекторских компаний и их сотрудников. Вполне возможно, что за основу будущего проекта предложат взять и действующий закон о частной детективной деятельности. Ведь пока непонятно, имеют ли коллекторы право вести разыскную деятельность, получать информацию о доходах заемщиков. Между тем, по мнению коллекторов, подобные сведения могли бы быть полезны. Так, к примеру, законодательство можно дополнить нормой, по которой достаточным основанием для обвинения заемщика в мошенничестве может служить тот факт, что сумма кредита превосходит его доход за определенный срок.
Что же касается идеи прищучить неплательщиков угрозой проставления им "черных меток" в паспорта, то Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса не планирует самостоятельно выступать с законодательными инициативами на этот счет. Но свои идеи она обязательно будет продвигать через банковское сообщество, в том числе Ассоциацию российских банков, уточнил Рахманин в беседе с корреспондентом "РГ". В АРБ к его идее относятся осторожно. Банкиры опасаются, что излишне суровые меры отпугнут народ и в результате рынок потребительского кредитования "свернется", сказал корреспонденту "РГ" исполнительный вице-президент АРБ Владимир Киевский.