28.09.2006 04:05
Власть

Павел Бородин: В Союзном государстве необходима президентская вертикаль

Текст:  Аркадий Медведев (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (281)
Читать на сайте RG.RU

- Павел Павлович, как вы оцениваете прошедшее заседание союзного Совмина?

- Заседание Совета Министров Союзного государства прошло четко и оперативно, как говорится, в рабочем ритме. Председатели правительств Беларуси и России Сергей Сидорский и Михаил Фрадков констатировали, что идет целенаправленная и последовательная работа по строительству Союзного государства. Как подчеркнул Михаил Фрадков, товарооборот растет, контакты укрепляются, союзные программы работают, интеграционный процесс динамично развивается. Все решения союзного Совмина носят конкретный характер и способствуют в первую очередь укреплению экономического фундамента нашего Союза. Вы только вдумайтесь в цифру, которая прозвучала из уст Сергея Сидорского: в текущем году наш взаимный товарооборот достигнет 20 миллиардов долларов!

- На союзном Совмине не говорилось о Конституционном акте Союзного государства, о проведении по нему референдума...

- Так этого вопроса и не было в повестке дня заседания, союзный Совмин решал совсем другие вопросы.

- Тем не менее, Павел Павлович, именно вы перед началом заседания Совмина заявили журналистам, что референдум по Конституционному акту может быть проведен до конца этого года. И, к слову, уже появились скептические отклики на это заявление - мол, вряд ли это возможно. Впрочем, именно в последнее время стали слышны голоса представителей политического класса России и Беларуси, считающие, что Конституционный акт скоро будет принят.

Так, к примеру, об этом заявил на днях председатель Совета Федерации Федерального Собрания России Сергей Миронов. Когда, по вашему мнению, все-таки будет принят Конституционный акт Союзного государства?

- Вопрос о Конституционном акте планируется внести на рассмотрение ближайшего заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства. Президент России дал поручение согласовать с белорусской стороной, подготовить и провести это заседание в конце октября - начале ноября нынешнего года. Сейчас полностью подготовлены девять вариантов Конституционного акта - основного закона единого государства на переходный период. Осталось лишь выбрать из них тот вариант, который устроит обе стороны - российскую и белорусскую. Затем - решить вопрос о референдуме. Юридически и технически провести референдум по Конституционному акту вполне реально уже в декабре 2006 года.

- Как будет решаться вопрос о власти, какой будет структура органов управления Союзного государства?

- Это как раз прерогатива президентов наших государств: определить тот вариант Конституционного акта, который и будет вынесен на референдум. Все уже прописано, есть варианты, в которых сохраняется коллективное руководство, есть и такие, в которых предусматривается введение президентской формы правления. С моей точки зрения, и она хорошо известна, в Союзном государстве необходима президентская вертикаль власти. Именно президент Союзного государства, стоящий во главе государства и обеспечивающий согласованное взаимодействие всех ветвей власти, нес бы ответственность за построение Союзного государства, за соблюдение прав и свобод граждан. Безусловно, главное - воля и интересы наших народов, ведь объединение в первую очередь нужно простым людям, а не чиновникам, не президентам. Поэтому давайте не будем забегать вперед наших президентов, они примут политическое решение, и все станет ясно. Сейчас я хочу лишь сказать, что мы находимся на пороге важнейших государственных решений. Есть все основания для оптимистичных прогнозов по поводу дальнейшей судьбы Союзного государства.

- Павел Павлович, вернемся к вашему разговору с президентом России Владимиром Путиным в Сочи. О чем еще там шла речь?

- Речь шла о конкретных союзных делах, в частности, я сказал Владимиру Путину, что в настоящее время только в рамках союзного бюджета работают сотни совместных российско-белорусских предприятий, на них трудятся более 350 тысяч человек, а с учетом межрегионального сотрудничества - более пяти миллионов человек задействовано в союзных проектах. Это рабочие места, это занятость граждан России и Беларуси, это база для уверенного и поступательного социально-экономического развития. Президент России ответил, что знаком с этими данными, что это очень позитивная тенденция, которую необходимо развивать. В свою очередь, я сказал Владимиру Путину, что мы можем многократно увеличить занятость граждан России и Беларуси, а также ускорить социально-экономическое развитие, если примем к реализации в качестве союзного проекта строительство евразийского транспортного коридора Европа - Азия.

- Наши читатели знают об этом проекте, мы неоднократно писали о перспективности строительства союзного транспортного коридора, но что именно вы сказали в этой связи Владимиру Путину?

- Я не только рассказывал, но и показывал президенту России схемы и документы, обосновывающие актуальность и значимость этого проекта. Ведь Союзное государство может предложить мировому сообществу масштабный, поистине континентальный проект создания мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Восточную Азию. Современная межконтинентальная транспортная сеть способна круто изменить жизнь четырем с лишним миллиардам людей. И изменить, безусловно, к лучшему.

Сегодня ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет более 600 миллиардов долларов. Объем грузопотока только между Европой и странами Юго-Восточной Азии - более 250 миллиардов долларов ежегодно. Это миллиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским путем (через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море). Товарооборот постоянно увеличивается и будет, по прогнозам специалистов, и в дальнейшем неуклонно возрастать. Однако пропускная способность Суэцкого канала ограничена. Вообще морской транспорт имеет некий предел грузоперевозок по количеству судов и по тоннажу. К тому же путь из Азии в Европу через Беларусь и Россию намного быстрее и дешевле, чем по морям и океанам. Поэтому у нас есть возможность получать колоссальные деньги от транзита грузов. Россия в последнее время ежегодно получает от переброски зарубежных товаров по ее территории один миллиард долларов. Много это или мало? Сумма вроде бы внушительная, но ежегодные транзитные доходы Советского Союза составляли 15 миллиардов долларов. Другими словами, и Россия, и Беларусь могут значительно увеличить свои транзитные доходы.

С другой стороны, строительство транспортного коридора - это долговременная программа занятости для миллионов человек в Беларуси и России. Ведь транспортный коридор в наше время - не просто автодорога и железнодорожная ветка, это совокупность целой сети и автомобильных, и железных дорог, и линий телекоммуникаций, и электропередач, и газопроводов, и вообще всей сопутствующей инфраструктуры: заправочных станций, автомастерских, терминалов, гостиниц, пунктов питания. Это в конце концов целые поселки и города.

Есть крылатое выражение: "Америку построили вдоль дороги". Для экономики Союзного государства строительство транспортного коридора также может стать локомотивом. Это проект суперзанятости, это рабочие места, это деньги для людей. Подобно локомотиву, он потянет за собой рост других отраслей - машиностроения, энергетики, телекоммуникаций, жилищного строительства, банковской сферы. Сработает эффект домино, как это случилось в 1930 годы в США в период реформ Рузвельта. Он нашел главную точку роста - дорожное строительство. И за несколько лет страна покрылась сетью дорог, которые связали Север и Юг. Америка получила мощный стимул для подъема всей экономики. И я считаю, что в каком-то смысле проект строительства евразийского транспортного коридора - это проект номер один для социально-экономического развития Союзного государства.

Существенно при этом, что проект внебюджетный, рассчитанный на активное соучастие западных фирм. Мы уже провели переговоры с рядом крупнейших британских, немецких, итальянских, французских корпораций. Они готовы создать консорциум по строительству транспортного коридора Брест-Минск-Смоленск-Москва-Екатеринбург и дальше. У меня на столе в рабочем кабинете лежат конкретные обоснования проекта. Рабочие - белорусские и российские, обслуживание - тоже, финансы - зарубежные. Предполагается, что этот проект будет полностью финансироваться зарубежными инвесторами: ни копейки бюджетных денег не понадобится!

- И что сказал на это Владимир Путин?

- Я оставил президенту России все справки и обоснования. Он сказал, что ознакомится с материалами и примет решение.

Внешняя политика Макроэкономика