Алла Демидова всегда выходит на сцену и даже в кадр с этим ощущением поэтической сущности Вселенной, в которой все гудит рифмами и отголосками прошлого, предчувствиями будущего. Воспитанная в театре Юрия Любимова, внимательная и послушная исполнительница его воли, она удерживала в этом разгульном актерском братстве свою строгую, аристократическую ноту. Точно обломок сгинувшей Атлантиды, она несет в себе память о ней и ее героях, хотя даже не знает точно, кем был ее отец, исчезнувший в 30-е годы. Память о Серебряном веке пронизывает ее существо так, точно после него не было ни революций и войн, ни лагерей и оттепелей. Но мало кто, как она, может рассказать о них в театре и кино с такой сдержанной и трагической силой. Плоть от плоти эпохи, сыгравшая и своих современниц, и террористку Марию Спиридонову, а в "Зеркале" Тарковского - яркий тип интеллигентной женщины 30-х годов, Демидова всегда обнаруживала в себе возможность иной - обратной - перспективы, присутствие вертикали, того внутреннего, сокровенного разговора с Богом, в котором она и полагает подлинный смысл театра.
Демидова-интеллектуалка, глубокий и яркий мыслитель, одаренный литератор, находится в странном, волнующем противостоянии с Демидовой-мистиком, причастной самым тонким и глубоким тайнам актерской профессии. Не случайно она - быть может, единственная в своем цехе - дала универсальное определение того, что приносит с собой актер-новатор: "Новое в сценическом искусстве не может родиться без новой техники. Ведь та же история театра свидетельствует, что успех приходит к актеру и имя его вписывается в анналы только при резкой смене техники, при явной новизне, которая идет вразрез с общепринятым". Ищущая этой новизны, она прошла через разные режиссерские миры - ею восхищались Питер Брук, Роберт Уилсон и Анатолий Васильев. Она же, отдавая им свое послушное актерское существо, всегда хранила и хранит свою неповторимую, независимую от них тайну. Гнездится эта тайна в ее мистической вере, что в одной из своих первых реинкарнаций она была греческим актером и играла для бога Диониса. И тени этого великого прошлого навсегда прошли сквозь ее актерское сознание и чувство.
В одном из ее любимых типов театра - японском "Но" - актер ощущает себя вместилищем теней своих предков. Демидова - плоть и голос этой великой культурной памяти. И благодаря ей мы все еще живем в Древней Греции или Серебряном веке.
Фото с сайта www.demidova.ru