Выборы генерального секретаря стали одной из наиболее обсуждаемых тем на 61-й сессии Генассамблеи ООН. К третьему раунду список соискателей на место Генсека расширился до семи кандидатур. Среди них двое "новичков" - Афганистан выдвинул в качестве претендента бывшего министра финансов Ашрафа Гани. Также о своем желании побороться за пост главы ООН объявила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Пять других политиков представляют Азию, кандидаты от которой могут претендовать на кресло Генсека согласно действующему в ООН принципу ротации. Это: министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун; заместитель Генерального секретаря ООН индиец Шаши Тарур; бывший заместитель премьера Таиланда Суракиата Сатиентай; постоянный представитель Иордании при ООН принц Заид аль-Хусейн и дипломат из Шри-Ланки Джаянта Дханапала.
В течение двух предыдущих туров лидировал Пан Ги Мун, получивший в свою поддержку в сентябре 14 голосов от 15 государств, входящих в состав Совбеза ООН, при процедуре, когда страны могли давать только оценку - "за".
Однако в понедельник голосование пройдет по измененной системе, когда постоянные члены Совета Безопасности будут иметь возможность голосовать не только "за", но и "против" предложенных кандидатур. А также накладывать вето на того или иного претендента, что автоматически лишало его права на дальнейшее участие в выборах.
Перед голосованием в Совбезе ООН прошли консультации между пятью постоянными членами Совета Безопасности. По сути, речь шла о политических сделках по принципу: ты - мне, я - тебе. Американское правительство добивалось, чтобы взгляды нового главы ООН совпадали со стратегическими представлениями Вашингтона о мироустройстве. Китай, например, уже определился: он поддержит кандидата азиатского происхождения, что автоматически закрывает дорогу к заветному креслу для президента Латвии.
Кроме того, по данным источников "РГ", Россия уже на старте намерена показать "красную карточку" латвийскому лидеру, которого Москва обвиняет в нарушении прав русскоязычного населения.
Эксперты считают, что Иордании будет трудно провести своего кандидата на пост главы ООН из-за напряженных отношений с Израилем, Афганистану - вследствии нестабильной внутренней обстановки, а Таиланду - из-за недавнего захвата власти военными. По информации из дипломатических источников, сейчас уверенно лидирует южнокорейский министр иностранных дел Пан Ги Мун. Российскую дипломатию эта кандидатура устраивает.
Однако интрига заключается в том, что до сих пор нет ясности, какая стана на прошлом голосовании высказалась против южнокорейского кандидата. И если окажется, что это государство имеет право вето в Совбезе, то шансы Пан Ги Муна занять пост Генсека будут равны нулю. В таком случае фаворитом станет заместитель Генсека ООН Шаши Тарур. В ходе предыдущего голосования в Совбезе он получил десять бюллетеней в свою пользу, показав второй после южнокорейца результат.
Кроме того, история выборов Генсеков ООН знает немало примеров, когда в последний момент всплывал претендент, которого ранее никто не воспринимал всерьез.
Не исключено, что в качестве такой компромиссной фигуры может быть в последний момент предложен бывший министр иностранных дел Швеции Ян Элиассон. Окончательный же ответ на вопрос, кто станет Генсеком ООН, станет известен второго октября.