Японский МИД дезавуировал заявление министра иностранных дел Таро Асо, который отошел от официальной позиции по территориальной проблеме с Россией.
Давая разъяснения по этому поводу на пресс-конференции, официальный представитель японского МИДа Мицуо Сакаба заявил, что идея Асо о готовности Японии в качестве одного из возможных вариантов решения территориальной проблемы с Россией согласиться на передачу не четырех, а только трех Курильских островов не должна считаться официальной позицией Токио и является личным мнением министра.
Тем не менее надо признать, что идея, высказанная Асо, фактически беспрецедентна для японских официальных лиц подобного уровня. Поскольку до последнего времени представители японского правительства неизменно высказывались в пользу возвращения всех четырех "северных островов", которые спустя полвека после окончания войны в Стране восходящего солнца до сих пор считают исконно японскими территориями.
19 октября 1956 года была подписана совместная советско-японская Декларация. Она прекращала состояние войны между двумя странами. В соответствии с этим документом между Москвой и Токио восстанавливались нормальные дипломатические отношения, и тем самым открывалась дверь для вступления Японии в ООН. СССР согласился передать Японии острова Малой Курильской гряды - Шикотан и Хабомаи, но только после подписания мирного договора. Однако тот до сих пор не подписан и "территориальные" положения Декларации остались невыполненными.
Комментарий |
Георгий Кунадзе, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, бывший заместитель министра иностранных дел России:
- Если министр иностранных дел Японии и сделал заявления о Южных Курилах, хотелось, чтобы о них все мы узнали не через средства массовой информации. Об этом должны быть официально поставлены в известность те, кто отвечает за российско-японские отношения в российском министерстве иностранных дел. Сообщения, которые проходят исключительно через СМИ, не очень серьезны. Еще в 70-х годах Советский Союз предложил Японии заключить договор о добрососедстве и сотрудничестве. И не нашел ничего лучшего, как опубликовать проект этого договора в газетах. После чего всем стало понятно, что это предложение носило рекламный характер и особого политического значения не имело. Если предложение министра Асо не являлось случайной утечкой информации, то оно выглядит несерьезно.
Что касается существа вопроса, то любые спорные проблемы должны решаться путем переговоров. Говорить же заранее о том, что Японии требуются не два острова, а три, - это торговля, которая ничего общего с дипломатическими переговорами не имеет. Почему эта идея прозвучала именно сейчас - также не очень понятно.
Возможно, глава МИД Японии посчитал, что два острова из четырех Японии уже "положены" в соответствии с советско-японской Декларацией 1956 года. По его логике получается, что два острова - Шикотан и Хабомаи - Токио уже обещаны, и он рассчитывал, что сможет получить их "автоматом" после подписания мирного договора.
Поэтому спор вроде бы идет о двух оставшихся островах. Если их разделить, то один достанется России, а один - Японии. Вот и выходит компромисс. Похоже, именно такой логикой руководствовался министр иностранных дел Японии, когда делал свое предложение.