30.09.2006 06:00
Экономика

Владимир Путин побывал на экономическом форуме "Кубань - 2006"

Владимир Путин повысил статус Кубанского форума
Текст:  Олег Галицких Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4185)
Читать на сайте RG.RU

Статус ежегодного мероприятия на этот раз существенно вырос всего лишь с появлением одного человека. Президент Владимир Путин раньше не жаловал своим вниманием кубанский форум, хотя на аналогичный в Санкт-Петербурге приезжал. Впервые появившись на южнороссийском форуме, глава государства сразу же обозначил его значимость: масштабнее становятся заявки и бизнес-планы, растет количество подписываемых контрактов. "Успех Кубанского форума - индикатор высокого экономического потенциала Юга России", - сделал вывод Путин.

- Российская экономика может развиваться и уже развивается не только за счет ресурсных регионов и столичных территорий, - заявил президент многочисленным, в том числе и зарубежным, участникам. - Высоким потенциалом роста обладает сельское хозяйство, пищевая промышленность, курортный, рекреационный бизнес.

В этой ситуации любой субъект Федерации имеет экономическую возможность и базу для роста. К тому же в последние 4 года инвестиции в основной капитал в целом по стране стабильно прирастают на 10 процентов. Макроэкономические показатели усилиями правительства с каждым годом тоже приходят в норму. Хотя в этом году инфляцию не удается удержать в ранее заложенных рамках, подчеркнул Путин, но все равно она ниже, чем несколько лет назад. В экономике страны формируется ряд новых тенденций. Это развитие особых экономических зон, создание инвестиционного и венчурного фонда, концессий в области ЖКХ, транспортных проектов.

"Бизнес выбирает те регионы, где стабильна политическая ситуация, где местная власть гарантирует жителям личную безопасность и неприкосновенность их собственности, - заявил глава государства. - Активность инвесторов растет в условиях прозрачного выгодного и предсказуемого режима работы предприятий".

После непродолжительной речи Владимир Путин сел в зал, чтобы послушать и другие выступления. Но открытие форума прошло без него, как и предельно жесткое выступление главы минэкономразвития Германа Грефа. Впрочем, министр не только рисовал не очень-то вдохновляющие картины, он рассказал, как сделать ситуацию более обнадеживающей.

Выступление Грефа, условно говоря, содержало два послания. Первое было адресовано иностранным бизнесменам и политикам, второе призывало отечественную экономическую и властную элиту не расслабляться под дождем нефтедолларов, а подумать о будущем.

Иностранцам глава минэкономразвития рассказал, как меняется российское законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, земельные и налоговые отношения, использование природных ресурсов. А главное, что экономика страны стабилизируется и былые потрясения ей уже не грозят. "Российская экономика сегодня надежно защищена от внешних шоков, - заверил Греф. - Это очень важно с учетом того, что в девяностых годах мы получили тяжелейшие по своим последствиям уроки макроэкономической политики".

Тут настала очередь "второго послания". И Греф стал говорить о ключевых задачах, которые стоят перед Россией в обозримой перспективе. Их четыре. Первая - реформирование социальной сферы. Этот процесс вступил во второй этап, когда главную роль будут играть региональные политики, губернаторы. Они должны заняться структурными и институциональными реформами. Федеральный же центр займется выстраиванием системы, которая будет "стимулировать регионы к проведению эффективной политики". Одним из таких "стимуляторов", по мнению Грефа, являются форумы, подобные кубанскому.

Социальная политика медленно, но верно повышает доходы населения: с 2000 года они выросли в 1,9 раза. "К сожалению, эти реформы будут стоить денег, - посетовал Герман Греф. - Но без потрясений мы можем их осуществить только сегодня. Они приведут к резкому повышению качества жизни людей".

Вторая задача - диверсификация экономики, что предусматривает устранение ее зависимости от экспорта углеводородов, усиление конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, машиностроения и агропрома, развитие российского hi-tech. Третья заключается в улучшении качества правоприменения, а четвертая - в реформировании системы управления, которая должна стать прозрачной и подконтрольной обществу.

Министр не обошел вниманием и другие "болячки". Экспортные возможности России сейчас находятся в зародышевом состоянии, они существенно тормозят развитие страны, а опережающий разрыв между ростом импорта по отношению к внутреннему производству (по некоторым направлениям он составляет от 3 до 7 раз) продолжает оставаться очень тревожной тенденцией. Виной всему низкое качество большинства отечественных товаров: оно уже вошло в конфликт с возросшими ожиданиями потребителей.

Одним из негативных факторов, которые сказываются на состоянии экономики и еще сильнее скажутся в будущем, глава минэкономразвития считает продолжающееся сокращение численности населения. Избавиться от экономических последствий "вымирания" можно только с помощью резкого увеличения производительности труда и инновационных программ.

Формирование системы защиты прав собственности, устойчивой финансовой системы, способной обеспечить переток капиталов из одной отрасли в другую, налоговое стимулирование, защита конкурентных рынков, либерализация условий ведения бизнеса и приватизация, развитие малого и среднего бизнеса, качественное образование - вот вехи, к которым должна идти, по мнению Грефа, Россия.

Закончить министр постарался эффектно: "В новой экономике, которая движется на нас с устрашающим ускорением, ключевым становится не капитал, не факторы производства, а интеллектуальная деятельность и идеи. Они рождаются и на подобных форумах".

"Россия находится в ранней стадии инвестиционного роста", - в свою очередь заявил глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Этот этап, к примеру, Япония прошла еще в 1955 году, а Южная Корея - в 1960-м. Но у России есть определенное преимущество: низкие финансовые рейтинги компенсируются устойчивыми государственными финансами. Правда, это вовсе не означает, что само государство может взять на себя роль инвестиционного локомотива. Долю госинвестиций увеличивать невозможно, ведь тогда придется поддерживать и жесткий контроль из федерального центра, а это негативно отразится на тех же рейтингах. Да и самих финансов на всех не хватит, а аппетит у регионов огромный. Поэтому субъектам Федерации приходится вступать в жесткую конкуренцию за капиталовложения.

- У каждого региона есть шанс и при умелой работе этим шансом можно воспользоваться, - заключил ведущий форума вице-премьер Александр Жуков.

"Российским регионам нужно научиться продавать себя", - сказал исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса в России Андреас Романос. При этом, по его словам, экономический и инфраструктурный уровень для иностранного капитала перестал быть определяющим при выборе места вложений. "Инвестиции идут в те регионы и те страны, о которых известно, что они поддерживают иностранные инвестиции", - объяснил Романос.

И, конечно, бичом России в глазах зарубежных инвесторов остается высокий уровень бюрократии и коррупции, отпугивающий тех, у кого есть средства. Более 70 процентов инвесторов говорят, что при выборе региона для капиталовложений на их окончательное решение влияет как раз информация о коррупции в регионе. Иностранный бизнес никогда не придет туда, где ему придется отдать хотя бы копейку на руку чиновникам.

  КОММЕНТАРИЙ

По мнению президента Кабардино-Балкарской Республики Арсена Канокова, необходим механизм персональной ответственности руководителей субъектов за результат своей деятельности. При этом персональная ответственность главы региона должна предусматривать и делегирование ему определенных полномочий в части упрощения процедуры ротации тех руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, которые не способны выполнять поставленные перед ними задачи.

Говоря о ситуации в КБР на встрече с президентом, Каноков сообщил, что, "решая задачу массового обучения населения основам предпринимательства, мы первыми на Кавказе открыли бизнес-инкубатор. Мы планируем также открытие в республике отделений ведущих российских бизнес-школ". Также глава КБР обратился с просьбой к федеральному центру оказать помощь в разработке программы по формированию положительного имиджа субъектов ЮФО в российских и зарубежных СМИ.

По итогам встречи Каноков признался, что лично для него эта встреча имела важное значение. "Прошел год как я вступил в должность президента Кабардино-Балкарской Республики. Встреча с президентом дала возможность отчитаться о проделанной работе и поделиться своим видением развития как республики, так и северокавказского региона в целом".

Крупные компании СКФО Президент