30.09.2006 04:00
В мире

Возможны ли санкции против Грузии?

Текст:  Игорь Велетминский Татьяна Зыкова Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4185)
Читать на сайте RG.RU

Сейчас в России ими, как правило, занимаются различные международные платежные системы и "Почта России". Как сообщили в пресс-службе "Почты России", в настоящее время в Грузию из России граждане вправе отправлять деньги только с помощью бумажных почтовых переводов. Максимальный размер одного перевода в эту страну составляет 9 999, 99 рубля, то есть чуть выше 300 долларов. Однако количество переводов в адрес одного и того же получателя не ограничено. В системе бумажных денежных переводов Грузия занимает шестое место из стран СНГ.

Как пояснили корреспонденту "РГ" в этом ведомстве, сегодня почтовики выполняют в обычном режиме свои функции, возложенные государством, по отправке денежных переводов в Грузию, а рычагов прекращения такой отправки фактически не существует. Более того, подобных прецедентов блокирования переводов в новейшей истории "Почты России" не было. По словам руководителя департамента финансовых услуг Екатерины Белоусовой, напротив, предусмотрен полный переход на электронный обмен международными почтовыми переводами с Грузией (аналогичные соглашения об электронных денежных переводах подписаны уже с почтовыми администрациями семи стран СНГ- Украиной, Молдовой, Казахстаном, Киргизией, Белоруссией, Арменией и Киргизией). Однако какова будет судьба этого соглашения теперь, ей неизвестно.

Между тем накануне директор ФМС Константин Ромодановский сообщил журналистам, что в целом количество находящихся на территории России нелегальных мигрантов МВД оценивает в 10 млн. человек, которые вывезли из страны более 3 млрд. долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд. долларов нелегально. Вчера же заместитель директора ФМС Вячеслав Поставнин уточнил, что "из Грузии в прошлом году в Россию въехали 321 тысяча человек". Настораживает в этой ситуации, что только 4,5 тысячи работают в России легально.

ПРОТИВ САНКЦИЙ

Павел Медведев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:

- Подобные инициативы не раз возникали в предыдущие сессии Госдумы. Пока мне неизвестно об их реанимации, но, конечно, в столь сложной ситуации таких попыток нельзя исключать.

Если говорить о депутатах, которые выдвигали такие идеи, то они приходили ко мне советоваться и, найдя контраргументы убедительными, отказывались от них. Я уверен, что это был не злой умысел, а добросовестное заблуждение.

На мой взгляд, большей ошибки в финансовой сфере совершить просто невозможно. Осуществить ограничение денежных переводов технически реально, но надо понимать, что уже через неделю будут найдены обходные пути для того, чтобы деньги попали в Грузию. И использоваться будут или "серые", или "черные" схемы. Всем очевидно, что надо, наоборот, стремиться к прозрачности как стратегической цели развития финансовой и банковской системы, в том числе и тогда, когда есть сомнения в законности тех или иных операций. Иначе получится, как в одной мрачной шутке: "Выколю себе глаз, чтобы у тещи был зять кривой". Я очень надеюсь, что такая ошибка сделана не будет.

Но допустим, что санкции введены. Кого в таком случае мы накажем - президента Саакашвили или же бедное население Грузии, которое кормится, получая деньги от родственников, работающих в России? Мы поставим в тяжелые условия тех людей, которые, вполне возможно, нам сочувствуют. Грузия и в советские времена была очень бедной страной, если судить не только по курортам. Такие меры будут бить мимо заявленных целей, а рикошетом - по их инициаторам.

В целом же, международный опыт экономических санкций для достижения политических целей показывает, что они всегда наказывают не того, на кого направлены. Например, санкции против Ирака ничуть не повредили диктатору Саддаму Хусейну, которого не интересовали проблемы подданных и который правил вплоть до американского военного вторжения.

ЗА САНКЦИИ

Константин Затулин, директор Института стран СНГ, депутаты Госдумы:

- Я не исключаю введения финансовой блокады, то есть запрета на все денежные операции с Грузией. Между прочим, такого рода меры Запад принимает довольно часто. И мне это кажется вполне оправданным в той ситуации, которая сложилась сегодня в российско-грузинских отношениях.

Но эта мера должна быть строго взвешена и просчитана. Прежде всего, мы должны иметь представление об активах, которыми располагают граждане Грузии в России. Есть данные, что сумма перечислений из России в Грузию в течение года не меньше по объему, чем западная помощь грузинскому государству. По некоторым оценкам - около 2 миллиардов рублей в год. Эти деньги на самом деле и подпитывают экономику Грузии, помогают населению выжить. Безусловно, мы поставим этих людей в очень тяжелое положение. Но у нас есть все основания добиваться того, чтобы людям было понятно - речь идет, прежде всего, о последствиях действий грузинского руководства.

И я не согласен с тем, что у нас нет механизма введения финансовой блокады. Для этого необходимы, прежде всего, немедленные решения правительства и Центробанка России, которые должны быть приняты к исполнению всеми расчетно-кассовыми учреждениями и банками Российской Федерации. Есть и возможность проконтролировать, как они будут выполнять эти решения.

Хочу сказать, что в возникшей между нашими странами ситуации есть более-менее стандартный набор вариантов поведения оскорбленной стороны. В данном случае, очевидно, что страной, чести которой нанесен урон, является Российская Федерация. И в ответ, как мне кажется, Россия имеет право на возмущение и ответные меры.

Что уже сделано? Прекращена выдача виз. Безусловно, это вызвало недовольство тех граждан Грузии, которые в большом количестве находятся сегодня в России и только здесь имеют возможность зарабатывать себе на хлеб. Точных цифр нет, но, по разным подсчетам, сейчас в России одномоментно находится примерно треть населения Грузии. Это от 600 до 800 тысяч человек. Для нас важно понять, кто эти люди - сторонники нынешнего режима в Грузии, противники или пассивные наблюдатели. Вторая принятая мера - демонстративная эвакуация семей российских военнослужащих и дипломатов.

Однако, на мой взгляд, в контексте складывающейся ситуации всего этого явно недостаточно. Помимо финансовой блокады, я считаю, должны быть приняты демонстративные меры, напрямую затрагивающие самого Саакашвили и членов его команды. Не исключаю, что на заседании Госдумы 4 октября я их предложу своим коллегам. Речь идет о запрете президенту Грузии и наиболее одиозным лицам, виновным в ухудшении российско-грузинских отношений, не только пребывать в России, но и пересекать ее границы, даже если они следуют транзитом в другое государство. Эта мера может по-разному трактоваться, но она заставит задуматься и население Грузии, и ее руководство.

Справка " РГ"

По оценкам экспертов поток средств из России в Грузию ежегодно составляет около 400 млн. долл. в год. Например, доля денежных переводов физических лиц из России в Грузию в 2006 году составит около 4 процентов ВВП Грузии. Эти выводы делают аналитики.

Так, по данным Центробанка, только во II квартале этого года объем денежных переводов из Россию в Грузию составил 80,9 млн. долларов. А, по словам директора Федеральной миграционной службы России Константина Ромодановского, в нынешнем году сумма переводов может вырасти в полтора-два раза.

Грузия