02.10.2006 01:00
Культура

Марк Горенштейн: Качество любого оркестра определяет дирижер

Марк Горенштейн о музыке, зрелости и личных пристрастиях
Текст:  Марина Куклинская
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4185) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4186)
Читать на сайте RG.RU

Впоследствии с оркестром работали замечательные музыканты: Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов. Выступали с концертными программами Иегуди Менухин, Владимир Горовиц, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер и многие другие. А совсем недавно, 25 сентября, в день столетия Дмитрия Шостаковича, ГАСО им. Е. Светланова выступил с Мстиславом Ростроповичем, исполнив 8-ю симфонию композитора, премьеру которой именно этот оркестр играл в 1943 году под управлением Евгения Мравинского. В нынешнем сезоне коллектив отмечает двойной юбилей - 70-летие со дня основания и 60-летие своего нынешнего художественного руководителя и главного дирижера Марка Горенштейна. 2 сентября 2006 года Указом Президента Российской Федерации Народный артист России Марк Горенштейн был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Накануне юбилея, который будет отмечаться в Большом зале консерватории 5 октября, ровно в день рождения оркестра, Марк Горенштейн ответил на вопросы корреспондента "РГ".

Российская газета | 70 лет для оркестра - это много или мало?

Марк Горенштейн | При нормальных условиях - это зрелый возраст. Состав стабилизируется, происходят лишь небольшие естественно-возрастные ротации. К сожалению, Госоркестру России пришлось пережить очень сложные периоды, связанные и с уходом музыкантов в новые коллективы, и с причинами нетворческого характера - такими, например, как "война" против Евгения Светланова. Когда в 2002 году я пришел в оркестр в качестве художественного руководителя, у меня было 70 новых музыкантов. ГАСО, практически, создавался заново.

РГ | Когда вы в первый раз услышали этот оркестр, думали о возможности стать его дирижером?

Горенштейн | Я услышал Госоркестр впервые по радио в Кишиневе, где-то в начале 60-х. Позднее фирма "Мелодия" выпустила серию пластинок "Выдающиеся исполнители". Послушав, как оркестр под управлением Светланова играет "Симфонические танцы" Рахманинова, я решил, что, если буду работать в оркестре, то именно в этом. Качество звука, трактовка - все было на высшем уровне. Когда я работал в оркестре Большого театра, меня приглашали в различные коллективы, в том числе в Филармонический оркестр, к Кириллу Кондрашину. Но я отвечал, что, если уйду из ГАБТа, то только в Госоркестр Союза ССР. Терпение мое было вознаграждено: я поступил в ГАСО и девять лет проработал здесь артистом оркестра.

РГ | Как складывалась ваша дирижерская карьера?

Горенштейн | Своим первым концертом я обязан Натану Рахлину, возглавлявшему Симфонический оркестр Казанской филармонии. Я подал заявление с просьбой разрешить мне продирижировать концертом, и Рахлин наложил резолюцию: "Такого дирижера не знаю, но пусть попробует". Это был мой дебют. В 80-90-е годы я выступал со многими оркестрами мира, возглавлял коллективы в Будапеште, Пусане (Южная Корея), создал оркестр "Молодая Россия", а в 2002 году стал художественным руководителем и главным дирижером ГАСО России.

РГ | Сейчас только в столице около двух десятков оркестров. Что отличает ГАСО от других коллективов?

Горенштейн | Увы, количество оркестров у нас не соответствует реальному числу действительно творческих коллективов. Сегодня артисты бегают на репетиции из одного коллектива в другой и редко задумываются над проблемами оркестра как единого творческого организма. Впрочем, качество любого оркестра изначально определяет дирижер: он отвечает за качество звука. Еще Фуртвенглер говорил: "Странная история: у одного дирижера Венский филармонический оркестр звучит как пожарная команда, а у другого пожарная команда звучит как Венский филармонический оркестр".

РГ | Какие творческие задачи вы ставите как руководитель оркестра?

Горенштейн | Прежде всего оркестр должен играть технологически правильно - соблюдать баланс между ансамблевыми группами, следить за штрихами и так далее. Интересные трактовки возможны только на крепкой профессиональной базе. Главный дирижер обязан заниматься этим каждый день, потому что любой гастролирующий дирижер определит качество оркестра и его руководителя уже по нескольким первоначально взятым аккордам: оркестр либо владеет техникой игры, либо нет. То, что касается репертуара, то оркестр такого уровня обязан играть музыку всех времен и направлений. Мои личные пристрастия - это романтическая и современная музыка. Недавно мы сыграли премьеры замечательных сочинений Родиона Щедрина, Владислава Казенина. С удовольствием работаем над произведениями Гии Канчели.

РГ | Как вы решили выстроить программу юбилейного сезона?

Горенштейн | Нам предстоят абонементные концерты в Большом зале консерватории и Концертном зале им. П.И.Чайковского. Огромное количество музыкантов пожелали выступить с ГАСО в юбилейных программах, и чтобы вместить всех, мы, вопреки сложившейся традиции, будем играть в один вечер не с одним, а с двумя солистами. Мы проведем 5 концертов - посвящений художественным руководителям оркестра - Гауку, Рахлину, Иванову, Светланову. Ну а последний связан с моим личным юбилеем - 60-летием.

Музыка ЦФО