03.10.2006 04:25
Экономика

Госдума "поправит" 35 законодательных актов по рынку жилья

Национальный проект законодательно подкорректируют
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (574)
Читать на сайте RG.RU

Без промедления и полностью израсходовать их - такую задачу перед регионами и муниципалитетами поставил руководитель Росстроя Сергей Круглик, докладывая на заседании Межведомственной рабочей группы по проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По его словам, он чувствовал себя неудобно, будучи недавно в Читинской области и отвечая на вопросы, где деньги? В Забайкалье, да и многих других районах, как ни странно, холода наступают раньше, чем в столице.

Деньги под занавес

Средства находились в Москве, и еще в апреле, как отметил Сергей Круглик, были согласованы адреса и суммы, но затем процедура почему-то пошла по второму кругу, чтобы наконец-то попасть в юридическую службу правительства. На будущий год все будет готово в феврале-марте, заверил руководитель Росстроя, что, впрочем, не вселило оптимизма в собравшихся.

Имеющий за плечами губернаторский опыт, министр регионального развития Владимир Яковлев заявил о необходимости выяснить причины задержки либо поменять порядок финансирования.

Деньги, полученные в конце года, используются абы как, второпях и с нарушениями.

Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", о которой шла речь, - лишь небольшая, но очень важная часть нацпроекта. В свое время на высоком уровне предлагалось составить график и определить ответственных за сроки. Очевидно, это коснулось только разработки документов пакета законопроектов по формированию рынка жилья. Претворение намеченного на практике также требует контроля.

Хороший был принят Закон "О концессионных соглашениях", но концессионеры так и не пришли в коммунальную сферу. Минэкономразвития до сих пор не выпустило форму типового договора. Бизнес озабочен возвратом вложенных средств, а вслед за законом о тарифной политике были введены ограничения тарифов по регионам, - совершенно нерыночная, как сказал глава минрегиона, и не оправдавшая себя мера. В коммуналке государство выполняет свои социальные обязательства через предприятия ЖКХ, именно они несут издержки и риски - малопривлекательная перспектива для инвесторов в эту сферу. К тому же в отличие от арендатора концессионер не в состоянии через 2-3 года перепродать свой бизнес. Кроме государства в ЖКХ меценатов нет, считает Владимир Яковлев, что-то надо менять для включения механизма исполнения Закона "О концессионных соглашениях".

Аукцион не всегда полезен

Как в новой квартире обнаруживаются недоделки, так и с началом реализации национального проекта проявляются отдельные нестыковки составляющих его частей. Председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум сообщил, что в парламенте рассматриваются поправки к 35 законодательным актам, связанным с рынком жилья.

Практика показала, что Градостроительный и Земельный кодексы сняли далеко не все административные барьеры. Многие процедуры по-прежнему зависят от "настроения" местных столоначальников. Надо в законодательном порядке, по словам Мартина Шаккума, сделать "закрытый список", четко трактующий, что можно и чего нельзя при предоставлении земли для строительства жилья, будь то индивидуальный застройщик или юридическое лицо. Причем нормы должны быть прямого действия и единые для всей страны. Пока требования федерального законодательства не везде учтены в местной нормативной базе.

Градостроительный кодекс вроде бы упростил и ускорил процедуру выдачи разрешений на строительство. В действительности же на местах продолжается хождение по мукам.

Введение Градостроительного кодекса поделило застройщиков на две части. Одним достались участки по прежним правилам, другим пришлось участвовать в аукционах. Теперь к тем, кто начал работы до рубежной даты, предъявляются претензии со стороны прокуратуры и антимонопольной службы. Суды завалены делами такого рода.

А как быть, если аукцион не с кем проводить? Жилье-то строить надо. По едкому замечанию губернатора Оренбургской области Леонида Полежаева, не следует тиражировать опыт Рублевки на всю страну.

Мартин Шаккум убежден, что на федеральном уровне должен быть принят четкий перечень исключительных случаев, когда можно обойтись без аукционов. Поправками в 35 законов уточнение нацпроекта не заканчивается. В Думу поступили еще три законопроекта: о государственном кадастре недвижимости, о проведении землеустройства, о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд. По мнению председателя профильного комитета Госдумы, все они нуждаются в серьезной доработке, чтобы потом чиновник не составлял сам для себя правила поведения на рынке жилья.

Нельзя, но очень хочется

На муниципалитеты ложится основное бремя решения квартирных вопросов в стране. С ними охотно поделились ответственностью, но не деньгами. Крутись как хочешь, зарабатывай, привлекай инвесторов.

Например, можно подготовить комплексную планировку, обеспечить инфраструктурой территорию и выставить на аукционе. Живые денежки в муниципальную казну, и немалые. Но прежде надо пройти экологическую экспертизу, СЭС, МЧС и т.п. Это в основном требует времени. На остальное нужны средства, которых нет. Потенциальный инвестор предлагает взять на себя заботы и затраты с тем, чтобы после аукциона они были ему компенсированы. Нельзя. Коррупцией попахивает.

Нельзя привлечь инвестора к переселению из ветхого и аварийного жилья. Кстати, типовые дома обладают излишним набором трехкомнатных квартир. Для выезжающих из развалюшек требуются в основном "однушки" и "двушки". Казалось бы, реализовать "трешки" - и дело с концом: квартиры не пустуют, и деньги выручены. Не тут-то было.

Не все у нас ладно с государственно-частным партнерством, когда речь заходит о местном самоуправлении. Старшие товарищи ревниво и подозрительно следят за деятельностью местных чиновников.

Теперь на муниципалитеты возложены "первичные меры" пожарной безопасности. То бишь надо создать подразделение, которое занималось бы контролем за огнетушителями и вело профилактические беседы, но к пожаротушению непричастное. Готовится к застройке территория на окраине и не попадает в радиус действия имеющихся военизированных пожарных частей. От муниципалитета требуют сформировать новую, хотя резонно было бы делать это тому, кто осуществляет "вторичные" меры.

Мелкая проблема. Либо надо муниципалитетам доверить полноценную пожарную охрану. Либо вообще освободить их от этой функции. Существующий разнотык осложняет освоение новых площадей под застройку. Об этом поведал на заседании МРГ мэр Ярославля Виктор Волончунас. Что уж говорить о менее заметных муниципальных образованиях.

Киловаттом по метру

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Сергей Борисов по поручению МРГ исследовал проблему подключения новостроек к энергоснабжению.

В разных регионах с застройщиков дерут три шкуры в диапазоне от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей за установленный киловатт мощности. К тому же надо на свои средства возвести трансформаторную, проложить кабель и... безвозмездно передать их энергетикам. Без такой "шефской помощи" естественный монополист не найдет возможности для подключения.

Никому неведом расчет платы за установленный киловатт. Диковато выглядит бесплатное расставание застройщиков со своими активами на договорной основе. Но из песни слова не выкинешь. В среднем это приводит к удорожанию квадратного метра вводимого жилья на 20-30 процентов. В Москве, по словам вице-президента Российской гильдии риелторов Константина Апрелева, для обычной "двушки", требующей десяток киловатт, себестоимость одного квадратного метра становится весомей на 300-400 известных условных единиц.

Как ни странно, сообщил Сергей Борисов, интерес к данной проблеме проявила Федеральная антимонопольная служба, а минпромэнерго и Федеральная служба по тарифам самоустранились.

Проблем в ходе реализации нацпроекта встречается много и наверняка будет еще больше. До отметки в один квадратный метр ввода жилой площади на душу населения в год шагать и шагать.

Коммерческая недвижимость ЖКХ Внутренняя политика Жилищное право