На минувшей неделе Сергей Шаталов рассказал, как минфин собирается с этим бороться. "Есть два механизма, которые мы хотим реализовать, - заявил РБК daily заместитель министра финансов. - И первый из них - введение информационной системы, которая позволит видеть все платежи по НДС, которые осуществляются налогоплательщиками в расчетах со своими контрагентами и государством".
Речь идет о том, чтобы в платежках указывать сумму НДС не во вспомогательном, как сейчас, а в основном поле. Тогда сумма налога будет видна при банковских проводках и доступна для контроля налоговиков. Отметим, что эта идея не нова, и подобные предложения уже не раз звучали из уст государственных чиновников.
Однако она наталкивалась на сопротивление банкиров, которым, по сути, предстоит делать дополнительную работу.
"Сальдируя эти суммы по всем операциям в течение какого-то периода, можно отследить разницу и, таким образом, "поставить метку" у налогового органа", - сказал Сергей Шаталов. Если расхождения велики, то у налоговиков появится повод назначить налоговую проверку. Конкретные сроки запуска нового механизма заместитель министра финансов не назвал.
Сейчас эта идея обсуждается с ФНС, Центробанком и минэкономразвития. "В принципе все участники оценивают идею позитивно, но требуется решить ряд сопутствующих вопросов, связанных и с банковской тайной, и с организацией этого процесса, и с программным обеспечением", - заявил Сергей Шаталов.
Эксперты в целом позитивно оценивают идею минфина. Переориентация работы налоговых органов со сплошных проверок (проверок всех налогоплательщиков) на работу с компаниями группы риска, то есть компаниями, имеющими подозрительные показатели, является правильным подходом, подчеркивает Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит". Это позволяет налоговикам сконцентрироваться на проблемных налогоплательщиках, а не выколачивать хоть что-нибудь из вполне добросовестных организаций.
"Конечно, такая система создает возможность для некоторых злоупотреблений, например, налоговики могут попытаться организовать деятельность дружественных компаний таким образом, чтобы они не попадали под критерии группы риска, допуская при этом нарушения законодательства, но по формальным причинам не попадая под налоговые проверки. Но это уже задача вышестоящих органов надзора и контроля деятельности нижестоящих инспекций минимизировать подобные злоупотребления", - отметил он.
Для реализации этого предложения потребуется усиление аналитических подразделений налоговых органов и оснащение их дополнительным программным обеспечением для обработки информации, связанной с перечислениями НДС. В идеале предлагаемый механизм контроля должен позволить реже проверять тех налогоплательщиков, деятельность которых не вызывает подозрения, и чаще проверять тех, которые в критерии не укладываются. Но более полноценно предлагаемый механизм сможет функционировать, если одновременно можно будет проверить информацию о суммах декларируемого НДС.
Кто же попадет "под колпак" ФНС? По мнению Эдуарда Кучерова, с большой долей вероятности можно предполагать, что будут подлежать проверке те, "входящий" НДС которых превышает полученный НДС, или те, полученный НДС которыми незначительно превышает НДС уплаченный. Возможно, что контролироваться также будут компании, которые слишком много уплачивают НДС за различного рода услуги, и те, поставщики которых не уплачивают НДС в бюджет. В этой связи нельзя исключить, что под контроль попадут также компании, которые осуществляют крупные инвестиции в объекты капитальных вложений и формируют большой "входящий" НДС, однако их ситуация по сравнению с нынешней ситуацией принципиально не изменится.
Однако чем больше информации в руках налоговиков, тем больше риск, что она может оказаться в общем доступе: печальный опыт появления на рынке баз данных из государственных органов, к сожалению, не единичный. Поэтому в случае внедрения подобной системы следует ограничить количество ее пользователей центральным аппаратом ФНС, региональными управлениями и межрегиональными инспекциями, отметил Эдуард Кучеров.
По мнению руководителя департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит", по сравнению с идеей НДС-счетов предлагаемый вариант кажется куда более мягким: вместо ограничительных регламентов перечисления НДС он предусматривает мониторинг.
Напомним, что кабинетом министров не так давно обсуждалась идея введения специальных счетов для ведения расчетов по налогу на добавленную стоимость, однако она была признана экономически нецелесообразной, так как средства, аккумулировавшиеся на этих счетах, исключались из оборота.
Сергей Шаповалов, партнер юридической компании "Налоговая помощь", отмечает: "Не совсем ясно, о каких метках говорит Сергей Шаталов. То ли в виду имеется некое разрешение, то ли это синоним того, что налоговый орган будет брать на заметку налогоплательщиков, у которых будут выявлены расхождения. Если такой инструмент кажется минфину полезным, то пусть вводит. Бизнесу это не повредит", - считает Сергей Шаповалов. А вот насколько он окажется полезным налоговикам, это другой вопрос. С точки зрения контроля за правильностью уплаты налогов идея введения НДС-счетов была гораздо более продуктивной. НДС-счет не давал возможности не заплатить НДС. А рассматриваемое предложение позволяет это, но при этом увеличивается вероятность того, что налоговые органы оперативно установят этот факт и примут меры, подчеркнул Сергей Шаповалов.
Ссылка по теме: Государство открывает клуб добровольных плательщиков НДС