03.10.2006 02:30
Общество

Определилась пятерка финалистов конкурса "Учитель года-2006"

Определилась пятерка финалистов Всероссийского конкурса "Учитель года-2006"
Текст:  Мария Агранович (Челябинск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4186)
Читать на сайте RG.RU

53 участника педагогического соревнования принял у себя этот город благодаря прошлогодней победе физика из 31-го челябинского лицея Ивана Иоголевича. Где приземлится "Большой хрустальный пеликан" - главный приз конкурса, пока тайна. Известны имена пятерки лучших. А имя абсолютного победителя останется в секрете до 22 ноября, когда в Государственном Кремлевском дворце будут отмечать первую годовщину нацпроекта "Образование". К этому времени большое жюри конкурса подсчитает голоса и объявит "Учителя года-2006".

В любом случае следующий конкурс будет проходить на родине одного из финалистов. А ими стали четыре преподавателя русского языка и литературы: Игорь Апольский из школы N 9 села Развиленское Ростовской области, Ольга Ковалева из школы N 70 города Тюмени, Екатерина Уба из ульяновской гимназии N 33 и Андрей Успенский, который преподает в школе для мальчиков N 37 города Череповца, а также учитель истории из гимназии N 116 Санкт-Петербурга.

Ремонт от президента

Сергей Букинич - человек, известный не только в Питере, где в 1992 году вместе с учениками создал лучшую радиопрограмму России, за что и получил "Золотого Остапа". В Финляндии его знают как организатора международной школы "Альбатрос". А один из его учеников уже вошел в энциклопедию "Одаренные дети России".

Российская газета| Сергей Александрович, вы - обладатель президентского гранта в 100 тысяч рублей. Это большие деньги?

Сергей Букинич| Сначала уточню, что все-таки не 100, а 87 тысяч, так как 13 процентов от гранта мы отдаем в качестве налога. С одной стороны, для педагога, который получает по ставке несколько тысяч рублей, - это много. Но с другой, не хватит, чтобы решить болезненный для всех педагогов квартирный вопрос. Я свои деньги еще не получил, но уже потратил, так сказать, авансом - сделал в квартире скромный ремонт. На "евро" уже не хватило.

РГ| Как вам кажется, существует в природе идеальная школа?

Букинич| А она в принципе не нужна. Это будет очень скучная и "приглаженная" школа. Могу сказать, что для меня идеально то место, где ученики чувствуют себя как дома. Это не значит, что они должны сидеть в ней до 8-9 часов вечера, нет. Просто слова "второй дом" должны приобретать реальный смысл.

РГ| А что бы вы изменили в системе российского образования?

Букинич| Хочется, чтобы она больше соответствовала XXI веку. Стала более современной, мобильной. Например, каждому из нас - победителей конкурса - подарили смарт-доски. Это же колоссальная экономия времени, открываются новые возможности для учителя. Не надо долго и нудно писать, можно вернуться к уже пройденному материалу, всего лишь промотав пару слайдов назад. И еще. Хочется, чтобы и учитель, и его дети стали более духовными. Прагматичность сейчас в моде, но ведь некоторые мои ученики, увы, уже сейчас не верят в любовь, не задумываются о совести.

РГ| Накануне Дня учителя что бы вы пожелали своим коллегам?

Букинич| День учителя для меня - это праздник не профессиональный, а человеческий. Ведь школа не армия, от нее вряд ли получится откосить. Школа проходит через каждого человека. А всем учителям я бы пожелал, как это ни банально, здоровья. Не только физического, но и морального. Уроки выматывают. Ведь не случайно в некоторых странах учителя не принимают в число присяжных, если он проработал в школе более 10 лет.

Школа в стиле кантри

Андрей Успенский, преподаватель русского языка и литературы из Череповца, испробовал на себе не одну профессию. Был электриком, музыкантом (до сих пор играет на гитаре и на банджо), даже бизнесменом. Но уже 10 лет он преподает литературу мальчишкам в 37-й городской школе с математическим уклоном.

РГ| Андрей Геннадьевич, трудно было участвовать в конкурсе на президентский грант?

Андрей Успенский| Честно говоря, это был конкурс не учителей, а тех, кто быстрее всех умеет заполнять различные бумажки с совершенно невразумительными порой вопросами. Как, скажите, можно ответить на такой: "Сколько благодарностей вы получили от родителей?" или "Сколько раз вы встречались с родителями учеников"? Абсурд. Мне это неинтересно.

РГ| Ваш девиз - строки Станислава Ежи Леца "Чтобы дойти до истоков, надо плыть против течения". Против какого течения плывете вы?

Успенский| Я иду против мейнстрима. Например, изучаю с ребятами факультативно кантри-музыку, популярную в очень узких кругах, но очень легкую для восприятия.

РГ| Вы сменили множество профессий, но закрепились именно в школе. Почему?

Успенский| Есть такая штука - призвание. Это мой случай. И еще мне повезло с преподавателем по практике, несмотря на то, что я был заочник. Я сейчас могу уйти и зарабатывать нормальные деньги, это не проблема. Но не хочу. Я свободен в выборе и выбираю школу, потому что там мне комфортнее всего.

РГ| Вы претендент на звание "Учителя года-2006". Чем стал для вас прошедший конкурс?

Успенский| Это возможность поделиться своими размышлениями о том, как не преподавать материал, а преподносить.

РГ| Какое самое заветное желание у лучшего учителя Череповца?

Успенский| Надеюсь, что наступит время, когда в России исчезнут за ненадобностью вытрезвители и детские дома. Тогда и во всем остальном будет порядок. А еще я убежден, что длину жизни нужно измерять яркими событиями, звездочками. За 10 дней конкурса я удлинил себе жизнь на целую звездную дорожку. Правда, очень жаль, что в "хрустальной стае" всего пять пеликанов.

Шоумен с указкой

Игоря Игоревича Апольского ученики величают между собой "Игорь в квадрате". Преподает он свой предмет так, что на уроки приходят не только 25 его учеников, но и еще человек 30 взрослых. Мастер-класс конкурса "Учитель года" доказал - у Игоря Апольского есть все задатки шоумена.

РГ| Игорь Игоревич, почему вы, получив красный диплом Таганрогского педагогического госуниверситета, уехали преподавать в село? В городе не нашлось мест?

Игорь Апольский| Можно сочинить героическую историю, но скажу честно: уехал вслед за женой, которую распределили в Развиленское.

РГ| Какой он - лучший учитель, по вашему мнению?

Апольский| В первую очередь - человек и тонкий профессионал. Конечно, профессия накладывает свой отпечаток. Хочешь не хочешь, а надо становиться немного авторитарным, держать дисциплину в классе. Но делать это можно ведь по-разному. Я не сторонник строжайших мер: на моих уроках всегда весело, это мой принцип работы.

РГ| Вы преподаете в сельской школе. Ваши ученики чувствуют эту особую специфику?

Апольский| Когда летом выпускники возвращаются с вступительных экзаменов, я всегда их спрашиваю, чувствуют ли они себя сельскими школьниками - для меня это принципиально. И, к счастью, как правило, слышу отрицательный ответ.

РГ| На что вы потратите президентский грант?

Апольский| Это я решил для себя еще до того, как узнал о победе. У меня растет дочка-девятиклассница. Деньги пойдут на ее дальнейшее образование.

   компетентно

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

- Совсем скоро "Большой хрустальный пеликан" обретет своего нового хозяина в семнадцатый раз. Мне кажется, что каждому финалисту очень важно осознать простую мысль: только вы, и никто иной, вершите на своих уроках чудо, название которому - педагогическое мастерство. Здорово, когда учитель чувствует ответственность не только за себя, но и за свою школу и за свой город.

Среди сегодняшних победителей - четыре преподавателя русского языка и литературы. Это радует. Тем более что сейчас, увы, российские школьники стали меньше читать и все хуже знают русский язык. Но, уверен, проблема здесь не столько в педагогах, сколько в учебных планах. Литература в них не всегда подобрана оптимальным образом. Вместе с тем в России действительно не хватает ярких учителей словесности. Тем более приятно, что именно словесники попали в пятерку финалистов конкурса. Их пример поможет привлечь в школы новых ярких словесников.

Виктор Садовничий, председатель большого жюри конкурса "Учитель года России":

- Я в жюри уже одиннадцатый год. И могу сказать, что конкурсанты у нас всегда очень высокого уровня. Они очень разные, они, конечно, волновались, но все-таки почти все раскрылись как личности.

Один из победителей - Игорь Апольский - считает, что только сам учитель может двигать вперед школьное образование, не дожидаясь указаний сверху. Конечно, от учителя очень многое зависит. Вспомним послевоенные годы: тогда указаний не было вообще, были разрушенные города, а учителя тянули классы и стольких выучили в этих сложных условиях. Но, безусловно, не брать в расчет саму систему тоже нельзя. К сожалению, она чаще мешает, чем помогает. Согласен, что постоянные попытки что-то изменить, реформировать наше образование не всегда работают.

Что касается непосредственно конкурса, то и тут не все гладко. На отборочных турах, знаю, бывают разногласия и не всегда мы видим результат объективного отбора. Не всегда на конкурс приезжают действительно самые лучшие региональные педагоги. Не хочу обидеть жюри, но, видимо, система отбора в регионах требует совершенствования. Надо, так сказать, синхронизировать отборочные туры на местах с всероссийским конкурсом.

Майя Пильдес, директор гимназии №56 г. Санкт-Петербурга - победителя в номинации "Школа школ" в конкурсе "Лучшая школа России-2004", член жюри конкурса "Учитель года России":

- Нужно, чтобы еще больший акцент был сделан на уровень образованности учителей, нужно ценить широту их кругозора и высокую степень интеллигентности. Мы забыли из-за массовости нашей профессии, что учитель - это первый интеллигент, особенно в сельской местности. Чрезвычайно серьезная проблема российского образования - попытки вторгнуться в святое, в свободу совести. Очень много было на конкурсе рассуждений о Боге - не очень умелых рассуждений. Это нас тревожит. Говорить об этом нужно, но в высшей степени деликатно.

Образование