Эксперты напрямую связывают этот шаг с прогнозируемым на сегодня подписанием соглашения об объединении активов алюминиевых компаний "Русал", "СУАЛ" и швейцарского производителя глинозема Glencore.
Итогом объединения, о котором "большая тройка" компаний объявила в августе, станет создание "компании номер один" в сфере производства первичного алюминия. Она будет контролировать 100 процентов российского рынка, а ее будущая капитализация оценивается от 20 до 32 миллиардов долларов. Доминировать в мегакомпании будет, разумеется, "РусАл" Олега Дерипаски, доля которого уже сейчас в России равна 75 процентам. Контролируемый Виктором Вексельбергом "СУАЛ" должен получить, по предварительной договоренности, 21,5 процента акций, Glencore - 14 процентов.
Это внешняя канва сделки, о которой в начале сентября Вексельберг сообщил президенту. Кстати, согласование параметров сделки было весьма драматичным. Сначала акционеры "СУАЛа" настаивали на том, что "РусАл" в течение трех лет с момента слияния проведет IPO (первичное размещение акций на фондовом рынке). Затем претензии к сделке возникли у Glencore: после технического аудита заводов "СУАЛа" акционеры швейцарской компании сочли завышенной долю Вексельберга в будущей объединенной компании. Со стороны государственных органов тоже не было единодушия. Если Федеральная антимонопольная служба не нашла возражений против создания еще одной монополии в масштабе страны, то глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин указал в прошлом месяце на отсутствие должного оценщика активов, что, по его мнению, может затормозить интеграцию на несколько месяцев.
Любопытнее всего в этой истории другой сюжет. Ясно, что такие сделки затрагивают национальные интересы и не могут быть совершены без одобрения власти. Так было и в случае с компанией "Северсталь", слияние которой с люксембургской Arcelor сорвалось по не зависящим от российской компании причинам. Но сейчас, судя по назначению Валерия Драганова, отрабатывается схема контроля государства над деятельностью новой компании, заметим, с частным капиталом. Так, в круг его обязанностей будут входить не только взаимодействие с органами власти, но и курирование проектов частно-государственного партнерства с участием "РусАла".
Сам Валерий Драганов вчера так прокомментировал "РГ" свое решение: "Совпадение по времени моего назначения и создания крупнейшей в мире алюминиевой компании очевидно. Решение о том, чтобы принять это предложение, я принял достаточно быстро. Иначе, согласитесь, произошла бы утечка информации. Были, разумеется, и консультации на высоком уровне. Но в целом вся моя работа в Госдуме двух созывов была направлена на создание условий для экономических преобразований. Назову новую редакцию Таможенного кодекса, разработку законов об особых экономических зонах и Инвестфонде в период, когда я был председателем профильного комитета Госдумы".