05.10.2006 02:58
Экономика

Правительство включило "зеленый свет" модернизации аэронавигации за счет пассажиров

Михаил Фрадков добился амбициозности от подчиненных
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4188)
Читать на сайте RG.RU

По расчетам главы Росаэронавигации Александра Нерадько, реализация концепции потребует около 156 миллиардов рублей на внедрение наземной составляющей системы и около 120 миллиардов для бортового переоснащения самолетов. При этом экономическая эффективность от внедрения системы к 2015 году достигнет 100 миллиардов рублей, а к 2025 году и вовсе 600 миллиардов. Но главное, что финансировать систему планируется исключительно за счет сборов за аэронавигационное обслуживание.

Однако глава минэкономразвития Герман Греф уже успел просчитать иные источники финансирования. К примеру, он предложил сделать прозрачным механизм расходования средств, поступающих от иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты, в воздушном пространстве страны. Тем более что, как выяснилось, чиновники не могут назвать точную цифру поступающих средств от этих перелетов. "Есть великолепный источник поступления средств - около 300 миллионов евро, - это плата за транссибирские перелеты, - заметил главный экономист. - Я знаю, что часть из них уже сейчас идет на модернизацию аэронавигационной системы. Учитывая то, что в некоторых центрах управления воздушным движением работают устаревшие компьютеры, почему туда не направить эти деньги, а это ведь - первоочередные мероприятия".

У Нерадько на этот счет были свои цифры. По его словам, "из общей суммы в 45 миллионов условных единиц, которая будет получена по итогам 2006 года, 25 миллионов пойдет на строительство компьютерного диспетчерского пункта во Внукове, 19 - на подготовку к модернизации московского центра, а 27 - на обучение по новой специальности диспетчеров управления воздушным движением". На факт несовпадения общей суммы и ее разбивки вдруг обратил внимание глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. Действительно, не совпали между собой не только суммы, называемые Грефом и Нерадько, но и данные Европарламента. По расчетам этой организации, в 2003 году европейские авиакомпании уплатили за транссибирские перелеты около 250 миллионов евро. Поэтому в конце марта этого года министры транспорта 25 стран - членов Евросоюза высказались за снижение в прогрессивном порядке начиная с 2006 года взимаемой российской стороной платы за транссибирские перелеты, вплоть до полной ее отмены не позднее 31 декабря 2013 года. "Совет министров ЕС рассматривает достижение данного решения предварительным условием вступления России в ВТО", - говорилось в принятом тогда министрами заявлении.

Видимо, поэтому Фрадков предпочел закрыть дискуссию чиновников и дал поручение министерствам и ведомствам разобраться в данной ситуации.

Необходимо найти баланс между коммерциализацией и безопасностью полетов

Помимо же модернизации системы концепция предполагает и внедрение к 2008 году уведомительного порядка использования воздушного пространства России, а к 2015 году полное обновление парка самолетов. Подобная агрессивность программы, растянутая в столь длительных сроках, не могла не порадовать премьер-министра Михаила Фрадкова. Поэтому, одобрив сроки реализации концепции, глава кабинета министров лишь предложил ускорить выполнение некоторых из ее пунктов. Впрочем, не обошлось и без замечаний. Слова Нерадько о том, что "коммерциализация вошла в основной инструмент обеспечения безопасности полетов - в сертификацию", явно озадачили и насторожили премьера. Он напомнил авиационным чиновникам главную истину - найти баланс между коммерциализацией и безопасностью полетов. "Сейчас нет смысла противопоставлять коммерциализацию наведению порядка, - заметил Фрадков. - Мы не против использования рыночных механизмов, если они эффективны, но в таких сферах, как авиаполеты, необходимо соблюдать баланс, так как техника и требования здесь изменяются быстро - надо быть аккуратнее в поиске ответов".

Правда, при этом со свойственной ему осторожностью предостерег от скоропалительных выводов, предложив провести глубокий анализ и найти нарушителей, которые выходят на грань возможностей, представленных современной экономикой. "Это надо, прямо не глядя, выявлять и применять административные решения, но главное - не навредить", - посоветовал Фрадков.

По его словам, уже сейчас при разработке и реализации концепции долгосрочного действия необходимо видеть проблемы, которые проявятся через несколько лет, "о которых сейчас надо заявить во весь голос, поскольку, если не оказать им внимание, можно упустить". "Проблемы в авиации мы уже почувствовали. В космосе они специалистам тоже известны. Есть моменты, которые заслуживают того, чтобы на каждом уровне мы гвозди забивали", - подытожил премьер.

Раз уж разговор зашел о нарушителях, появился повод и создать новый правительственный орган - авиационную коллегию, которая будет координировать работу различных министерств и ведомств по реализации предложенной концепции. Автором этой идеи выступил министр транспорта Игорь Левитин, который, как и все остальные его коллеги, уже давно позабыл об административной реформе. Да ведь и идеологи ее далеко, и цели у реформы теперь совсем другие.

Впрочем, концепцию, которая помимо модернизации системы предусматривает и социальные гарантии авиадиспетчерам, поддержали практически все присутствующие министры. "Авиадиспетчер - основное звено в нашей работе. Поэтому особое внимание мы уделяем предоставлению им гарантий социальной стабильности", - заметил Нерадько.

Под занавес правительство утвердило и, как заметил Фрадков, амбициозную программу развития атомного энергопромышленного комплекса страны на 2007-2010 годы, представленную главой Росатома Сергеем Кириенко. Цель новой ФЦП планируется реализовать прежде всего путем ввода новых энергоблоков АЭС в точках роста российской экономики: в Московской области, европейской части страны, на Дальнем Востоке и Урале. Предполагается, что темпы ввода в строй закладываемых с 2007 года энергоблоков составят не менее 2 ГВт электрической мощности в год начиная с 2012 года. Причем планируется, что обеспечение ввода таких мощностей с 2016 года будет осуществляться без участия бюджетных средств. Кроме того, ФЦП содержит меры по продвижению товаров и услуг отечественного комплекса ядерного топливного цикла - от добычи урана до утилизации отходов - на мировых рынках и переходу к расширенному строительству и эксплуатации АЭС за рубежом. "Если ничего в атомной энергетике не делать, то к 2020 году ее доля серьезно снизится", - предупредил глава Росатома. Именно поэтому, по его мнению, инерционного сценария развития атомной энергетики в стране нет. Привлекать бюджетные деньги, по замыслу разработчиков, будут лишь в период с 2007 по 2015 год. Исходя из этого определен и общий объем необходимых на программу средств - 1 триллион 471 миллиард рублей. Из них почти 675 миллиардов Росатом предлагает взять из бюджета. Да правительство и не сопротивлялось. Единственный вопрос, который беспокоил премьера: как скоординировать действия энергетиков, строителей и энергомашиностроителей?

На это, как и предыдущий докладчик, Кириенко предложил сформировать единую компанию с полной технологической цепочкой в виде акционерного общества со 100-процентным государственным участием. "Там, где конкурентный рынок, ничего консолидировать не надо",- посоветовал Кириенко.

- Хорошо, если компания сможет решить поставленные задачи, а не просто выклевывать бюджетные деньги, - не удержался Фрадков и напоследок предупредил Кириенко и директоров предприятий, которые войдут в такую компанию: - Увидеть всю картину - это не единственная задача, надо найти тех, кто будет исполнять. А у директоров уже коленки должны дрожать.

- Почему? - раздалось из зала.

- Потому что выполнять придется такую амбициозную задачу, - бросил премьер.

Слово попросил министр финансов Алексей Кудрин, и в зале наступила тишина. Вряд ли кто-то, попросив деньги у государства, ожидает чего-либо хорошего от министра финансов. Он заметил, что программа "очень затратна для бюджета, поскольку отрасль находится в государственном управлении". "Но все же считаю эти расходы государства оправданными", - вдруг заявил глава минфина, указав на необходимость "эффективного освоения" выделяемых средств.

Вопросов уже не осталось, кроме того, готова ли Россия по-прежнему создать совместное предприятие по обогащению ядерного топлива для Ирана? Готова, ответил Кириенко. "Это может стать нашим вкладом в урегулирование ситуации, хотя у России с коммерческой точки зрения нет потребности в создании такого СП, - заявил глава Росатома. - Когда шли переговоры между Ираном, мировым сообществом и МАГАТЭ, никто не возражал против развития иранской мирной энергетики. Однако грань между мирной и военной ядерной энергетикой очень тонкая".

Авиатранспорт Правительство