05.10.2006 04:15
В мире

Куда нас заведет новый всплеск ксенофобии?

Текст:  Виталий Дымарский (журналист)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4188)
Читать на сайте RG.RU

Собственно, и до ареста в Грузии четырех российских военнослужащих отношения эти были далеко не дружественными. Но тем не менее они оставались хоть в каких-то рамках политического противостояния, в котором действия верхов (разумные или неразумные) мало затрагивали низы, наблюдавшие за обменом уколами - вроде запрета пить боржоми или переименования горных районов - хоть и с интересом, но несколько отстраненно: мол, паны дерутся, а с холопов не так уж много чубов слетает. Да и Путин с Саакашвили время от времени, пусть и формально, скрепя сердце, заявляли о взаимном желании урегулировать проблемы.

Причины нынешнего обострения действительно следует прежде всего искать в тбилисских коридорах власти, где разрабатываются разного рода ходы для выполнения главного, пожалуй, предвыборного обещания Саакашвили - обеспечить территориальную целостность Грузии. Увы, ходы эти зачастую неудачны и плохо продуманы, как в том же случае ареста российских военнослужащих, расцененного Москвой как провокация. И у России есть все необходимые аргументы в пользу принятия ответных мер.

Но какими они должны быть?

В этой связи можно вспомнить международный опыт санкций одной страны против другой, недружественной. Взять хотя бы блокаду Кубы Соединенными Штатами. Американцы явно переоценили ее эффективность, в результате режим Кастро, изначально, напомню, отнюдь не придерживавшийся коммунистической идеологии, быстро нашел спонсора в лице СССР, который на протяжении десятилетий оплачивал все счета (политические, экономические, военные) кубинского социалистического эксперимента. Сегодня, кстати, пусть и в ином объеме, роль финансового спонсора Гаваны взяла на себя Венесуэла.

Другой пример - Ирак времен Саддама Хусейна. При очевидном неприятии этого режима международное сообщество (а не только США) ввело очень жесткие экономические санкции, но постаралось, насколько могло, защитить от нищеты, голода и вымирания мирное население через программу "Нефть в обмен на продовольствие".

К сожалению, российско-грузинский конфликт перешел сегодня в ту стадию, когда его последствия сказываются не просто на общественных настроениях, но и на повседневной жизни рядовых граждан.

Пример - история с официальным прекращением денежных переводов из России в Грузию. Но насколько эффективен такой запрет в эпоху телекоммуникационных банковских технологий, легко находящих обходные пути? Разве что подобного рода "движение капиталов" (в том числе под фиктивными именами) обходится гражданам дороже, на чем, естественно, погреет руки бизнес, в том числе грузинский.

Примерно та же ситуация с прекращением авиационного и железнодорожного сообщения между двумя странами. Здесь обходные пути еще больнее ударят по карману рядовых граждан, причем как грузин, так и россиян.

Вчера стало известно, что в недрах правоохранительных органов гуляет некий список из 40 московских ресторанов и магазинов, которые должны быть подвергнуты строгим проверкам. Их владельцы, понятно, носят грузинские фамилии. На столичных рынках начались облавы на продавцов с целью выявления "лиц грузинской национальности". Еще одна информация: дети граждан Грузии вне зависимости от их национальной принадлежности больше не будут учиться в русских школах Министерства обороны России в Тбилиси, Батуми и Ахалкалаки. В штабе группы российских войск в Закавказье заявили, что это решение касается всех детей граждан Грузии - грузин, русских, армян и представителей других национальностей. А после вывода российских военных из Грузии эти школы закроют...

Грустный информационный поток, заставляющий задуматься над очевидным вопросом: а как все это скажется, нет, даже не на Грузии и грузинах, а на нас, россиянах?

Отсюда - и другие вопросы. Куда, во-первых, нас заведет очередной всплеск ксенофобии? Можно ли исключить, что при сегодняшнем уровне межнациональной неприязни в российском обществе мы не докатимся до того, что будем вешать особые метки на все грузинское, включая самих грузин? Кто поручится за то, что те же правоохранительные органы будут скрупулезно проверять этническую принадлежность подозрительных, по их мнению, лиц и что под горячую руку горячих голов не попадутся армяне, азербайджанцы, да и все брюнеты, просто похожие на грузин?

Удастся ли, далее, среди самих грузин провести точечную селекцию, отделяющую мошенников, преступников, которые, кстати, есть в любой этнической группе, от тех, без кого мы просто не мыслим нашу жизнь? Можно ли петь песни Окуджавы? Смогут ли (и захотят ли) выйти на сцену Олег Басилашвили, Зураб Соткилава, Вахтанг Кикабидзе или Валерий Меладзе? А если, не дай Бог, какой-нибудь бритоголовый молодчик, не отягощенный познаниями в области культуры, не узнает их в лицо в тихом переулке?

Подобного рода угрозы носят не только, так сказать, гуманитарный характер. Ксенофобия (не только в отношении грузин) может легко конвертироваться в предвыборные технологии продвижения "сильной руки" к рычагам власти, поскольку есть прямая связь между тем, что изо дня в день повторяется в средствах массовой информации, и настроениями, которые в итоге фиксируют социологические опросы. В том числе путем расконсервирования так называемых замороженных конфликтов на постсоветском пространстве (Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия), к чему уже сегодня призывают сторонники жестких антигрузинских мер. Что чревато исключением России из числа крупных игроков мировой политики, а также из международного правового поля. Более того - возникновением конфликтных очагов на самой российской территории, устроенной, не будем забывать, по федеральному принципу.

Что же касается Грузии... Не приведет ли давление на ее подданных с целью заставить их голосовать "как надо" к обратному результату? В конце концов, общее советское прошлое приучило людей приспосабливаться к жизни в чрезвычайных условиях. И, как свидетельствуют те же примеры Кубы или Ирака, - сопротивляться навязанным обстоятельствам, действовать вопреки им, сплачиваться вокруг национальных лидеров.

Означает ли сказанное, что Москве надо было примириться с вызовом Саакашвили? Ни в коем случае. Просто в арсенале современного государства, тем более такой мощи и такого веса, как Россия, должны быть и есть методы самозащиты и даже давления на другое государство, которые прежде всего лишены эффекта бумеранга и, далее, оказывают влияние на политические решения "недругов", не затрагивая интересы простых людей.

Кстати, заявления официальных российских лиц, ответственных за проведение внутренней и внешней политики, все же более выдержанны и сбалансированны, чем поведение на "исполнительских" этажах власти. В частности, Владимир Путин подтвердил вывод военных баз с территории Грузии (чего давно добивается Тбилиси) и даже пообещал ускорить этот процесс...

Теперь бы еще Саакашвили понизить тон и накал полемики.

Грузия