Причем 12-й чемпион мира по шахматам больше думает не о новых чемпионах в спорте, а скорее о чемпионах по жизни...
Анатолий Карпов: Я занялся изучением и продвижением вопроса о преподавании шахмат в обычных общеобразовательных школах в качестве факультатива. Считаю, что насильно обучать шахматам трудно, да и толку особого не будет. Поэтому для этой программы я ставлю задачи не спортивные, а образовательные и воспитательные. Ведь через шахматы детям можно привить знание и понимание каких-то жизненных законов, которые не всегда воспринимаются через другие дисциплины. Через шахматы же это приходит естественным образом.
Например, умение планировать и просчитывать свои действия. Шахматы улучшают память, учат концентрации. Дети начинают понимать цену времени, учатся распределять его четко. Я сам всегда успевал на "отлично" и окончил школу с золотой медалью. Шахматистам учеба легко дается.
Российская газета: Анатолий Евгеньевич, дочка, которая как раз в начальных классах учится, ваш опыт перенимает?
Карпов: Соня - ей сейчас семь лет - уже знает, что папа шахматист, чемпион мира. Но она по-своему это понимает. Я приезжаю с какого-то турнира, а дочь спрашивает: "Папа, если ты шахматный король, значит, я принцесса?" (Смеется.) К шахматам у нее тоже в какой-то момент проявился интерес, но быстро угас. Посмотрим, что будет дальше.
РГ: А у других детей ваши идеи пользуются популярностью?
Карпов: В Москве при поддержке мэра столицы и префектуры мы практически охватили шахматным обучением весь Северо-восточный округ - начали обучение шахматам в 10 школах СВАО. Все остались довольны. В других округах проводится подобная работа. При поездках по городам России узнаю интересные факты. В Саратове, который раньше не считался шахматной территорией, шахматы преподаются в 25 школах. Думаю, Москву этот город обогнал. В Нефтеюганском районе школа Карпова открыта в городе Пойковкий, а также имеет филиалы во всех 11 поселках городского типа. Там занимаются больше 300 ребятишек при общей численности населения в 40 тысяч.
РГ: Что нужно, чтобы попасть в школу? Шахматы все-таки серьезная игра. Без определенных способностей ребенку, наверное, не обойтись.
Карпов: Специализированная школа для способных детей только одна. Мы создали ее в 1991 году, хотели помочь ребятам из чернобыльских областей России, Украины, Белоруссии. В нее приходят шахматисты с первым разрядом, кандидаты в мастера.
Но я стою за то, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в этой игре. На это способны даже дети с ограниченными физическими возможностями. В России 1600 школ-интернатов для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. И совместно с Фондом Святителя Николая Чудотворца мы приняли программу оснащения школ-интернатов шахматным инвентарем, учебными пособиями. Мы побывали в 70 школах-интернатах. К концу года перешагнем за 100.
РГ: Получается, вашу программу можно назвать не только шахматной, но и социальной.
Карпов: Да, и в особенности направление по линии Попечительского совета мест исполнения наказаний, который работает седьмой год. Среди заключенных мы проводим чемпионаты округов, открываем в колониях шахматные клубы, связываемся с местным федерациями, ищем волонтеров. Я сам недавно был в колонии. Для заключенных увидеть чемпиона мира, сыграть с ним - это настоящее событие.
Если наша деятельность поможет хотя бы каждому десятому не вернуться в колонию после освобождения, это будет большим успехом. Но работаем мы не только с заключенными. Провели уже шесть чемпионатов России среди служащих колоний.
РГ: Популярность шахмат возвращается?
Карпов: Пока не можем сравниться с положением шахмат в 60-х - начале 70-х. Пришлось решать много проблем, причем на самом высоком уровне. То, что не было единого чемпиона, тоже очень негативно повлияло на шахматы. Однако постепенно в обществе меняется отношение к шахматам. В основном за счет привлечения детей. Массовость может идти только от школы. Введение шахмат в школу и другие наши инициативы полностью поддерживает министерство образования и науки. Мы проводим турнир для регионов "Новое шахматное поколение". За 4 года как минимум 70 из 89 регионов поучаствовали в этом мероприятии. Так что ситуация выправляется.
РГ: Вы упомянули о едином чемпионе. Сейчас как раз продолжается объединительный матч, который чуть не сорвался из-за "туалетного скандала". Как относитесь к тому, что происходит в Элисте?
Карпов: Там происходит безобразие... Крамника обвинили без оснований. Апелляционный комитет принял решение о закрытии персональных туалетов, хотя не имел права менять правила, подписанные перед матчем. Комитет превысил полномочия и показал свою глупость, что привело к следующему глупейшему решению - техническому поражению Крамника. У Владимира украли одно очко. Это важно даже в матче из 24 партий, а при 12 партиях это чрезвычайно важно. А Топалов просто использовал шанс и безнадежный для себя матч повернул в свою пользу. Вся эта ситуация противоречит и логике, и истории шахмат.
РГ: Когда вы боролись за шахматную корону, все было по-другому?
Карпов: Когда я играл, были традиции, была жесткая система, были правила, на которые никто не мог покушаться. Тем более в ходе начавшегося матча. Сейчас таких правил, наверное, даже нет. Есть только персональные контракты. Если бы у нас такая вакханалия была, как сейчас, мы бы с Корчным ни один матч не закончили. Там скандалы один за другим шли. Но мы доигрывали. А тут матч мог лопнуть просто потому, что люди непрофессионально вмешались.