06.10.2006 02:30
Экономика

Грузинские рестораны в Москве остались без посетителей

Наши корреспонденты пошли по грузинским ресторанам Москвы
Текст:  Александра Гегучадзе Михаил Осин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4190)
Читать на сайте RG.RU

Первый тост

"...Тогда одна маленькая, но гордая птичка сказала: лично я полечу прямо на Солнце! Но скоро опалила крылышки и упала на самое дно самого глубокого ущелья. Так выпьем же за то, чтобы никто никогда не отрывался от коллектива!"

Попасть в грузинский ресторан оказалось непросто: день был выбран неудачно. В Грузию перестали летать самолеты, плыть пароходы и ездить поезда, отправлять письма и посылки. Отменили запланированное на 1-2 ноября выступление в Москве грузинского балета Сухишвили - Рамишвили. Мы прошлись частым телефонным гребнем по Остоженке, покрытой целой грибницей кавказских трактиров - увы. Тишина "У Пиросмани", молчит "Мама Зоя", не отзывается "Тифлис"... Наконец, ответили в "Генацвале": приходите, столик заказывать не надо - свободных мест много. Мест и правда оказалось в изобилии, и "генацвале" собралось не густо, да и те - как на подбор пришибленные, мрачные, без привычного веселья и оживленной жестикуляции. Напряжение разлито в воздухе так густо, ощущается так отчетливо - хоть ножом его режь, да на шампуры нанизывай...

Разумеется, московские грузины - в двойном кольце блокады, со стороны и властей, и граждан чувствуют себя неуютно. Впрочем, продолжают хорохориться: тут уж речь идет о гордости джигита. А поскольку максимум эмоций кавказец изливает в тостах, таковые и звучат - вычурные, витиеватые, в виде притчей с анекдотами пополам. Один сын Сакартвело, джентльмен лет пятидесяти, объясняется с мамой по мобильному столь бурно, что слышно из соседнего зала. Мама, надо понимать, волнуется за безопасность сына в связи с последними событиями. А мамин сын громогласно успокаивает: он, мол, "не последний человек в "Газпроме" и вследствие этого состоял в близких отношениях с мамами всей московской милиции...

Второй тост

Экзамен в грузинской автошколе. Инспектор объясняет ситуацию: - Ты едешь в машине по узкой дороге. Вдруг впереди - красивая девушка, а рядом с ней страшная старуха. Кого давить будешь? - Конечно, старуху! - Дурак!.. Тормоз давить нужно! Так выпьем же за то, чтобы в трудной ситуации мы не забывали нажать на тормоз!

Мы попали в VIP-зал. Карта вин: этнические напитки законопослушно отсутствуют, а за бутылку самого простого из французских красных просят полторы тысячи. Прежде чем разливать по бокалам, дают продегустировать - знают, что делают: такой отборной смеси спирта с пищевым красителем нам не доводилось пробовать давно. Приходится перейти к элитному вину - его пить можно. И странно, если бы было иначе - при цене-то шесть тысяч за флакон! Скорбим об отсутствии грузинских напитков, намекаем и провоцируем: хоть бы бутылочку, например, "Ркацители", но в ответ звучит категорическое "нет".

- Снимут запрет - на следующий день будет! Первым самолетом из Грузии привезем! Людей на рейс не возьмут - бутылки в креслах сидеть будут!

Вах, короче говоря.

Действительно, грузинских вин сейчас в Москве не сыщешь днем с огнем: если "проколешься", штрафные санкции перекроют любую прибыль.

Администратор предложил нам на выбор обычный зал и зал музыкальный - естественно, выбрали второй вариант. Но единственным источником музыки здесь служил телевизор, на экране которого национальный ансамбль отплясывал то ли лезгинку, то ли картули. Официант Серго объяснил:

- Из-за последних событий многие сотрудники сегодня просто побоялись выйти на работу. Не у всех все нормально с документами: у кого-то регистрация закончилась, у кого-то виза... продлить не успели, а тут такое! Кто нас только сегодня не тряс! ФСБ было, милиция была, УБЭП был, Роспотребнадзор, кажется, тоже был, миграционная служба... Слава богу, нарушений не нашли, оставили в покое. А другим не повезло.

Да, другим не повезло. Сотрудники московского УБЭП объявили, что уже приостановили деятельность двух "крупных и известных" грузинских ресторанов, названия которых, однако, не были оглашены. Начался шмон в развлекательном центре "Цинандали". Охота вышла и за МКАД: в Химках было закрыто кафе г-на Шелелашвили. Ведь сумма денег, пересылаемых грузинами на родину (от легальных и нелегальных доходов), достигает, по некоторым оценкам, двух миллиардов долларов в год. Есть из-за чего копья ломать...

Третий тост

"Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!"

Отчего-то нам в VIP-зале становится скучно и бесприютно. Не утешает даже роскошная пирамида из шашлыков-ассорти, поданная при свечах, под барабанный бой и хоровод красавиц в национальных костюмах. А между тем за стенкой, в "Генацвале" для прочих смертных вовсю гремят цимбалы, слышится явно живая музыка, звон бокалов... Перебираемся туда.

В более демократичном и в ценах, и в интерьере, да и в самой атмосфере зала ресторана празднует окончание съемок полнометражного фильма "Три дня в Одессе" вся съемочная группа во главе с режиссером. На настроении бойко отплясывающей публики российско-грузинский конфликт явно не сказался, а вот по мрачным лицам официантов было заметно, что для обслуживающего персонала день выдался довольно сложным. Да и в числе веселящихся колоритных смуглых нацменов можно по пальцам пересчитать.

- Я люблю это заведение, его хозяин Вахтанг - мой хороший друг, - заявил корреспондентам "РГ" режиссер картины Алексей Пиманов. - У меня даже мысли не было перенести торжество в другое место. И исходить из надуманной политиками ситуации в выборе предпочтений не собираюсь. Просто знаю, что Вахтанг все всегда делает на высшем уровне. И на этот раз, как, впрочем, и всегда, все прошло отлично.

Да, это так. В России и в Москве живет много грузин - ученых, музыкантов, врачей, а хоть бы и тех же рестораторов, которые делают свое дело на высшем уровне, замешаны в криминале не более нас с вами и ни о чем так не мечтают, как о спокойной, законопослушной жизни и бизнесе.

А с другой стороны - и криминала навалом. Не секрет, что 95 процентов современных "воров в законе" - грузины, так называемые "апельсины". Те, кто даже свое сомнительное "высокое звание" получил не по столь же сомнительным заслугам, а приобрел за деньги от продажи фруктов. Те, кто занимается разного рода нелегальным, а часто преступным бизнесом.

Для цивилизованной страны смешивать тех и других в кучу - стыдно, чтобы не выразиться сильнее. А дело правоохранительных органов - своевременно отделить сии "котлеты от мух" и первых всячески оберегать от последних. А последних - изолировать от общества так, как они того заслуживают.

Беда в том, что наша правоохранительная система начинает работать на полную мощность только во времена политического кризиса. В те самые времена, когда так велик соблазн сорваться и начать карать всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Под большую государственную акцию так легко списать ошибки отдельных, излишне ревностных "исполнителей" и мелкие "перегибы на местах". Это уже бывало, и не раз.

Когда верстался номер

Возможно, корреспонденты "РГ" оказались последними посетителями ресторана "Генацвале". Как стало известно, руководство аналогичного ресторана "Генацвале" на Арбате по собственной инициативе решило приостановить работу заведения, не дожидаясь окончания проверок документов, которые в последние дни осуществлялись разными инстанциями. Давид Какачия, гендиректор ресторана, не смог ответить на вопрос, когда именно откроется ресторан. Не исключено, что "Генацвале" на Остоженке ждет та же судьба.

Бизнес