Таким образом, как считает первый заместитель председателя правления фонда Александр Куртин, разорвана цепочка взаимосвязей между страхователем, страховщиком и застрахованными лицами. Если раньше ПФР самостоятельно собирал страховые поступления (на каждое предприятие выходил специально обученный человек и выяснял, сколько и за каких работников это предприятие платит), то теперь данные из налоговой инспекции поступают лишь раз в год в виде "платежек", на которых указана только общая сумма, которую перечислило предприятие за своих работников.
- Технология работы чрезвычайно усложнилась, - рассказывает Александр Куртин. - Нам все равно приходится выходить на предприятие и вести персонифицированный учет, так как нас интересует не сам завод, а конкретные Иванов, Петров и Сидоров, которые там работают. Но если раньше мы все делали сами, то теперь часто возникают ситуации, когда мы не знаем, за кого предприятие перечислило средства. По словам Куртина, в результате этого и образовалась сумма в 6,5 миллиарда "ничейных" рублей, которую сейчас невозможно расписать ни по страховой, ни по накопительной составляющей пенсии только потому, что неясно, кому эти деньги принадлежат.
- Когда мы говорим об обязательном пенсионном страховании, в первую очередь встает проблема страхователя, страховщика и застрахованного лица, - продолжает Куртин. - Пенсионный фонд несет обязательства перед застрахованными лицами на основании того, сколько средств перечисляет страхователь. Сегодня же страхователь оторван от страховщика.
Как отмечает Куртин, страхователь, то есть предприятие, которое платит за работника пенсионные взносы, имеет прямой контакт не с застрахованным лицом (будущим пенсионером), а со страховщиком (ПФР) через некоего агента в лице налогового органа. При этом агент не подчиняется фонду, а значит, не отвечает по обязательствам.
- Все это, может быть, было бы не так важно, если бы перед конкретными людьми со стороны ПФР не возникли обязательства, - говорит Куртин. - Этих людей мы не можем найти в силу разных причин, но в первую очередь из-за того, что страховщик не соединен с деньгами. Потому что один собрал и ему все равно, а другой начинает расписывать эти средства и не может найти концов. Нельзя разрывать обязательства и деньги.