06.10.2006 04:10
Власть

Есть ли у России шанс на реальную двухпартийность?

Текст:  Валерий Федоров (генеральный директор ВЦИОМ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4190)
Читать на сайте RG.RU

Специфика октября в том, что эти выборы проходят на фоне изменения основного политического тренда, возможно, самого значительного за все время президентства Владимира Путина. Выборы либо подтвердят эти изменения, либо опровергнут их. Суть изменений примерно следующая. До недавних пор все усилия президентской команды в партийном поле были направлены на укрепление "Единой России", консолидацию на "единороссовской" платформе всех сколько-нибудь значимых элементов отечественного политического класса. В перспективе реализации такого курса просматривалось возведение в России "полуторапартийной" системы по примеру Японии или недавней Мексики.

Предполагалось, что "системная", то есть отвечающая требованию обеспечить стабильность и преемственность траектории развития страны, партия может быть только одна. Любая же конкуренция пойдет между нею и партиями несистемными, не пользующимися доверием элиты и большинства избирателей.

Однако вовлечь все "системные" (можно сказать и иначе: пропутинские) политические силы в "Единую Россию" пока не получилось. Отсюда в отдельных светлых головах возникла идея, не размениваясь на полуторапартийную систему, поэкспериментировать со строительством сразу двухпартийной. В ее рамках "путинцы" делятся на два в чем-то схожих, а в чем-то и различающихся политических альянса. Отсюда главный вопрос октябрьских выборов - есть ли у России шанс на реальную двухпартийность?

Именно такой сценарий разыгрывают сейчас левоцентристы Сергея Миронова. Их цель - утвердить лидерство в политике не одной, а двух попеременно сменяющих друг друга у власти партий. Причем обе они должны разделять базовые идеологические ценности, иметь общее понимание путей стратегического развития страны, быть одинаково глубоко интегрированы в правящую элиту. Различия между ними должны выражаться в основном в персональном составе, преимущественных связях с теми или иными группами влияния, акцентах политического курса. Западный опыт показывает, что именно двухпартийная система - наиболее стабильный, устойчивый вариант демократии, в большинстве случаев гарантирующий стабильное и последовательное развитие страны. Не случайно помимо США и Великобритании в направлении такой системы эволюционируют сегодня Италия, Франция, Германия, Испания.

Что может помешать строительству в России такой системы? Оставляя в стороне базовые социокультурные факторы, напомню лишь, что "новая левая" партия пока не успела подтвердить свои амбиции практическими успехами. Федеральный рейтинг РПЖ со всеми союзниками (4%) уступает сегодня несистемным КПРФ (8) и ЛДПР (6). А ведь еще проявляют признаки жизни маргиналы из СПС, "Яблока", Аграрной партии!

Политика - сложное искусство, и простого набора разнообразных ресурсов, которыми владеют "новые левые", им может не хватить для того, чтобы прыгнуть "выше головы". По крайней мере, до сих пор у спикера верхней палаты таких побед не было. И этот, второй главный вопрос октябрьских выборов, напрямую связан с будущим нашей партийной системы. Ведь если не будет второй системной партии, то, естественно, не будет и двухпартийности!

Впрочем, есть одна тонкость, о которой следует задуматься. Что будет критерием относительной победы РПЖ? Ведь уже сейчас понятно, что она скорее всего нигде не победит "вчистую". Время для этого упущено. "Актуальные левые" в регионах не успели объединиться и выставить единые списки, синергетический эффект от объединения ими не использован. Позитивным результатом в этих условиях было бы преодоление РПЖ барьера отсечения в 3-4 регионах в Законодательное собрание и формирование там собственных фракций. Крайне желательно для нее было бы пройти не только в "медвежьих углах", но и хотя бы в одном индустриально развитом и ресурсно обильном регионе.

Вероятно, достижение этого результата и станет тестом на состоятельность партии Миронова. Оно даст ей право и возможность стать спарринг-партнером "ЕР" в рамках двухпартийной системы. И здесь мы выходим на третий главный вопрос октября - а что будет с "Единой Россией"? Неизбежен ли традиционный для отечественной политики вариант игры с нулевой суммой, когда укрепление второй системной партии ("новых левых") приведет к ослаблению первой ("единороссов")? И что можно будет считать относительным поражением "ЕР"?

Критерии оценки успехов "единороссов" по определению не могут быть такими же, как у других партий, хотя бы потому, что их сегодняшний рейтинг превышает совокупность рейтингов всех ее конкурентов вместе взятых. Поэтому партия может адекватно ответить на брошенный ей вызов, только добившись убедительной победы. Очевидно, что решить эту задачу исключительно административным путем нельзя. "ЕР" придется защищать свои ведущие позиции от претензий новой, теперь уже системной оппозиции прежде всего политическими средствами. А это требует от нее куда большей изобретательности и активности, интенсивной работы по завоеванию симпатий избирателей.

Конечно, столь быстрый и решительный перевод партии на новые рельсы может не получиться. Сохраняется угроза того, что события пойдут по разрушительному для стабильности в нашей стране сценарию, сценарию войны "всех со всеми". Бороться за протестный электорат всегда труднее, в РПЖ этого делать пока не умеют и, следовательно, будут пытаться хотя бы отчасти "отъедать" голоса у "единороссов". В выигрыше же останется "третья сила", уж точно несистемная. Это могут быть коммунисты, жириновцы, "национал-патриоты" всех мастей и розливов.

ЕР и объединенная РПЖ должны бороться не друг против друга, а против тех, кто угрожает стабильному поступательному развитию страны. В этом случае выиграют все, включая "Единую Россию". Ведь с формированием системной оппозиции она получила реальный стимул избавиться от бюрократизации и самодовольства, превратиться в нормальную партию, работающую непосредственно и прежде всего с избирателями, а не с властью.

Это трудный путь, но путь верный. Путь повышения устойчивости и предсказуемости системы в целом, путь формирования общего идейного и ценностного пространства как для национальной элиты, так и для общества в целом. Путь усиления совокупного влияния "системных" сил, канализации социальной активности населения, предотвращения потрясений и социальных взрывов - прямой путь к вытеснению из политики маргиналов, несущих разрушительные для нашей хрупкой и не устоявшейся пока демократии идеи. Пойдем ли мы этим путем или свернем на кривую дорожку, станет ясно уже 8 октября.

Регионы