06.10.2006 01:40
Культура

В Москве открылась выставка из татарского музея живописи

Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4190)
Читать на сайте RG.RU

Выставка продолжает традицию знакомства с классическим наследием музеев России. На вернисаже пристутствовали заместитель полномочного представителя Татарстана в Москве А.Р. Файзулин, главный советник по социальным вопросам президента Российской Федерации по Дальневосточному округу А.А. Тутаева. О ее особенностях рассказывает Ольга ВЕРБИНА, заведующая отделом графики Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан:

- Выставка проходит в Школе акварели Сергея Андрияки не случайно - это ответ на выставку школы, которая прошла у нас в Казани с большим успехом.

Нам очень импонирует идея возрождения искусства, связанного со старой русской школой, ведь русский рисунок - лучший в мире. Коллекции провинциальных музеев часто недоступны для широкого изображения, а они таят немало шедевров. Наши фонды графики включают 12 000 произведений, где коллекция русской графики насчитывает 2000 листов. Это работы прославленных мастеров, связанных со школой еще семнадцатого века: Шишкин, Айвазовский, Саврасов, участников "Общества русских акварелистов" - Маковского, Альберта Бенуа и др.

- В чем особенность вашей коллекции?

- Мы имеем редкую коллекцию академического натурного искусства. Казанская художественная школа была подведомственна Императорской Академии художеств. Академия заботилась о том, чтобы у школы были первоклассные образцы. И поэтому у нас сложилась ценнейшая коллекция академического натурного рисунка.

- Какой художник у вас представлен наиболее полно?

- Иван Шишкин. У нас 40 живописных его работ, 25 рисунков, 30 офортов. Он родился близ Казани, в Елабуге.

- Кто представляет уникальное объединение художников "Мир искусства"?

- Малявин, Александр Бенуа, Виноградов, Сомов, Остроумова-Лебедева...

- Современному искусству, где под вывеской авангарда представлено много самодеятельности, выставка рисунков русской школы не помешает. Молодежи есть чему поучиться.

- Все наши великие художники, вплоть до Кандинского, были первоклассными мастерами, умели рисовать.Только после того, когда ты можешь профессионально отражать реальность, ты можешь ее пересоздавать и изменять.

- Расскажите о наиболее редких поступлениях.

- У нас редкий Шишкин, с ним связано появление станковой графики. Рисунки он прорабатывал пером и тушью, которые принимали даже за гравюры. Эти рисунки за границей принесли ему огромную славу и деньги.

- С чьей коллекции началась ваша?

- С Андрея Лихачева - он был первым владельцем коллекции, которая вошла в наше собрание. Собрание коллекции Лихачева легло в основу Казанского музея. Он лично знал Шишкина, Худякова...

Первую картину, которую приобрел Третьяков, была работа Худякова. С Худякова началась Третьяковка, а Лихачев был связан с Худяковым лично. И мы обладаем самой крупной коллекцией рисунков Худякова.

В последнем зале у нас висят рисунки Михаила Бакунина из собрания Евгения Бурцева. Это петербургский коллекционер, известный собиратель автографов.

Но совершенно не известна его коллекция изобразительного искусства. Он был репрессирован в Астрахани, расстрелян за то, что петербуржец и интеллигент, после чего его коллекция исчезла - разошлась по рукам. Но часть ее попала к нам.

- Как?

- В 50-е годы художник из Казани оказался на базаре в Астрахани и увидел, как мальчик продает мастерски выполненные рисунки русской школы. И этих рисунков оказался целый чемодан. Эта детективная история об утраченной коллекции описана в рассказе Ираклия Андроникова "Личная собственность".

- А сколько у вас рисунков из этого чемодана?

- Около десятка.

Арт