До "русского лагеря" - так местные жители уже окрестили временное прибежище 100-го отдельного мостового батальона Минобороны России - почти десять километров. Но разве усидишь дома, если вся округа только и говорит о россиянах, специально прилетевших в Ливан, чтобы восстанавливать разрушенные войной автомобильные мосты. Жаль, близко к армейским палаткам мальчишек не подпускают: все-таки воинская часть. И охраняют ее солдаты, явно не склонные к поощрению любопытства и озорства. Но все же на суровых и не слишком улыбчивых лицах часовых нет-нет да и мелькнут жалость и искреннее сочувствие. Военные невзгоды, которые с лихвой выпали на долю ливанцев, военнослужащим из чеченских батальонов "Восток" и "Запад" хорошо знакомы.
Когда в конце августа премьер Чечни Рамзан Кадыров объявил, что его республика в любой момент готова выделить военнослужащих, способных достойно представлять Россию в зоне ливано-израильского конфликта, многие по ту и по эту сторону Кавказского хребта задумались, как это понимать? Между тем премьер Чечни вполне серьезно повторял вновь и вновь:
- Желающие поехать на Ближний Восток в Чечне имеются в достаточном количестве. Но люди хотят ехать туда не для того, чтобы воевать. Они знают, что такое война, какие беды она несет.
Прошло чуть больше месяца, и казавшееся немыслимым свершилось. Два взвода чеченских солдат и офицеров - более полусотни человек - сегодня находятся на Ближнем Востоке и озабочены единственной целью: обеспечить максимальную безопасность своих русских сослуживцев. Хотя точнее было бы сказать - российских, поскольку кроме русских солдат и офицеров в батальоне есть украинцы, татары и представители других национальностей. Этот маленький факт на самом деле имеет большое значение. Он начисто опровергает все домыслы, что после кавказских войн Чечня на десятилетия превратилась во враждебную метрополии территорию, а российские интересы еще долго будут далеки от интересов чеченцев. В Ливане солдаты и офицеры "Запада" и "Востока" в один голос твердят: представлять здесь Россию, отстаивать ее интересы на Ближнем Востоке каждый чеченец считает за честь.
Наряду, так сказать, с идеологическими резонами не последнюю роль играет и материальный фактор. Как известно, ежемесячное денежное довольствие российского военнослужащего в Ливане составит порядка двух с половиной тысяч долларов США. А это - что по московским, что по грозненским меркам - весьма приличные деньги.
Сейчас российский военно-строительный интернационал обустраивает нехитрый солдатский быт. К своей непосредственной работе мостовики приступят только в понедельник. За оставшиеся двое суток надо выгрузить технику с причалившего в бейрутском потру сухогруза "Юрий Аршеневский" и, выражаясь армейским языком, провести рекогносцировку на первом мостовом участке. Но у подразделений охраны на личные нужды времени нет. Караульную службу чеченские ребята организовали сразу после прилета в Ливан, и даже установку дома-палатки пришлось отложить до окончания развода часовых.
Кстати, о прилете. Большинство россиян узнали о ливанской командировке чеченцев со слов вице-премьера Сергея Иванова 4 октября в Киргизии. Но для корреспондентов, отправлявшихся в Бейрут днем раньше, тайное стало явным еще на подмосковном аэродроме Чкаловский. Помню, как мы непонимающе переглядывались, едва в здание стали заходить подтянутые и опрятные кавказцы-военные с шевронами "Военная разведка" на рукавах камуфляжных курток. На построении зазвучали фамилии, расставившие точки над i.
Создается впечатление, что жизнь во временном пристанище наших ребят не замирает ни днем, ни ночью. Мы даже спросили у полковника Евгения Жукова, когда его подчиненные дождутся увольнения, чтобы окунуться в море? Он, по-моему, не сразу понял вопроса и начал что-то твердить о важности стоящих перед батальоном задач. В том числе - у роты охраны.
Вообще-то почти все, что связано с миссией батальона в Ливане, - сплошные прецеденты. Российские военнослужащие впервые решают подобные задачи за пределами Родины. Пожалуй, еще никогда в новейшей истории нашего государства русского солдата не охраняли чеченцы. Заранее известно, что бойцы из батальонов "Восток" и "Запад" станут обеспечивать безопасность наших военнослужащих по дороге на объекты и во время работы. Если охранникам решат пособить ливанские военные, никто возражать не станет. Но, как сказал руководитель оперативной группы генерал Иван Цыганков, два взвода способны выполнить эту задачу и собственными силами. Что тут же подтвердили командиры подразделений старший лейтенант Ибрагим Бекханов и прапорщик Расул Бекмурзаев.
Вообще чеченские командиры не видят для себя в Ливане профессиональных проблем. У бойцов "Востока" и "Запада" колоссальный опыт ликвидации бандитов и террористов на Северном Кавказе, и при необходимости они готовы воспользоваться им на Ближнем Востоке. Гораздо серьезнее офицеров и солдат заботит незнание арабского языка и, как следствие, невозможность общаться с местными военными: воинская часть ливанской армии расквартирована под боком у российских мостовиков. Но и с этой проблемой, похоже, удастся справиться. Во-первых, в батальон включили штатных переводчиков. Ну а еще на три сотни военнослужащих заранее закупили несколько русско-арабских разговорников. Так что солдат, увлеченно бубнящий певучие фразы на незнакомом языке, - уже привычная картина.
Сейчас идет священный для мусульман месяц Рамадан, и мы поинтересовались у ребят из Чечни, предоставлена ли им возможность отправлять религиозные культы.
- Конечно, есть, - твердили все в один голос. - В распорядок дня внесены пять обязательных намазов. В свободное от службы время есть возможность не только писать письма близким, но и читать Коран.
Каких-то привилегий исключительно для мусульман в батальоне нет. Свобода отправлять религиозные потребности в одинаковой степени распространяется и на православных, представителей иных конфессий. Вообще в столь тонкую материю, как вера, командиры стараются не вмешиваться. Но в остальном солдаты равны перед законом, уставом и командиром. Это непреложное армейское правило никто не отменял и за тысячи километров от Родины.
Многое в этой командировке для российских военнослужащих, да и вообще для россиян, необычно. Потому, наверное, оправданно столь пристальное внимание к нашему батальону. В общем-то, понятен и интерес к бойцам из двух элитных подразделений из Чечни. Это только перед Богом нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни чеченца. Друг перед другом каждый из нас - сын своего народа. У каждого есть свой характер и национальные черты. Глупо отрицать это. Как и то, что одна из коренных особенностей России среди многих иных держав - ее многонациональность. Тем, как говорится, и сильны. Что в ближайшие два месяца даст бог, покажем в Ливане.