Практически никто из крестьян не имеет возможности напрямую поставлять зерно, мясо, овощи и бахчевые в крупные промышленные центры - на рынках правят бал "серые" и "черные" посреднические фирмы.
В сельскохозяйственном кооперативе "Таловский" ежегодно посредникам уходит до 10 тысяч тонн продовольственной и фуражной пшеницы. На зерновой рынок, в особенности на экспортный, просто не пробиться - все схвачено посредниками. Машины с зерном нового урожая перехватывают либо у ворот элеваторов, предлагая наличные, либо прямо в поле у комбайнов.
Хозяйство, по ногам и рукам связанное долговыми обязательствами перед банками, вынуждено идти на драконовские условия перекупщиков, не дожидаясь формирования устойчивых цен на рынке.
Та же история с арбузами и дынями. Имея крупнейший в области бахчевой клин - до 2 тысяч гектаров - "Таловский" практически ничего из выращенного самостоятельно не продает ни на региональных, ни на столичных рынках. Весь урожай прямо с поля забирают своим транспортом выходцы с Кавказа.
Фермер Александр Свиридов из Ольховского района на поле своими арбузами не торгует. Но и до Москвы не довозит. Задолго до кольцевой его "КамАЗы" останавливают те же приезжие перекупщики, заставляя продавать арбузы элитных сортов знаменитой Быковской селекции по ценам, в половину ниже московских. Спорить бесполезно - в противном случае фермер рискует остаться вовсе без товара и прибыли.
У руководителя племзавода "Красный Октябрь" Виктора Фомина из Палласовского района свой счет к перекупщикам. Чуть ли не каждый день его кабинет осаждают "черные" дельцы из Саратова, Москвы и Санкт-Петербурга и норовят за бесценок выторговать племенных баранчиков мясной волгоградской породы. Если у хозяйства нужда в средствах, им это удается. Забирают прямо из отар живьем по 200 -500 голов. За бесценок и также живьем приходится зачастую отдавать и бычков породы казахская белоголовая, знаменитой как мраморная говядина.
- Я знаю, - говорит Фомин, - на столичных рынках наш скот перепродается как минимум в два раза дороже. Но пробиваться туда самим, как это было раньше, - бессмысленно. Все равно продать не дадут. Только животных голодом поморишь. Был бы наш производитель защищен законом и властью, мы бы никаких денег на собственные рефрижераторы и оборудование по первичной обработке мяса не пожалели. А при сегодняшней ситуации это просто не имеет смысла.
Это мнение чиновника. Однако у производителей совершенно иное, подкрепленное печальным опытом видение ситуации. Один из руководителей мощных сельскохозяйственных предприятий, не пожелавший публиковать свое имя в газете, заявил корреспонденту "РГ":
- Мы бы с удовольствием торговали мясом в Челябинске, но я жить хочу. В 95-м году был убит директор Сосновской птицефабрики Михаил Лежнев, и с тех пор все осталось по-прежнему, если не хуже. По моей цене продавать все равно не дадут, а по их ценам я стоять там сутками не буду.Полсотни предприятий АПК два дня будут продавать свою продукцию по ценам производителей: колбасы, молочные изделия, птицу, яйца, картофель, яблоки, овощи, зерно, мед... Ярмарка - это первый шаг по созданию в городе торговых площадок, на которых жители села смогут безубыточно для себя и с выгодой для туляков реализовывать дары полей и огородов. Ведь сейчас простые крестьяне и горожане буквально стонут под гнетом мигрантов-перекупщиков, в основном выходцев из республик Закавказья и Средней Азии. Они по дешевке (по 4 рубля за килограмм!) скупают у сельского населения ту же картошку, везут на рынки. В итоге, не прикладывая абсолютно никаких усилий по выращиванию урожая, продают уже вдвое дороже. Вырученные барыши переправляют к себе на родину. Дошло до того, что на рынках не осталось ни одного частника, их просто-напросто где угрозами, где силой выдавливают, не дают продавать свой товар по реальной, а не завышенной цене.
Глава Тулы Владимир Могильников заявил корреспонденту "Российской газеты", что городская власть будет не только обустраивать традиционные крытые рынки, в этом году откроется еще один площадью 16 тысяч квадратных метров в Пролетарском районе, реконструируется после пожара Южный, но и расширять возможности проведения ярмарочной торговли уже не в одном, а сразу в нескольких местах.