На примыкающей к Троекуровскому кладбищу Рябиновой улице стояла пробка и вереницы припаркованных машин. По мокрому асфальту торопливо шагали люди. В траурный зал, где проходит панихида, собралась длинная очередь. Молодые и не очень, знаменитые и неизвестные, с розами, гвоздиками, хризантемами, с зажженными свечами люди тихо переговаривались на русском, английском, французском. Извиняясь, тихо протискиваюсь к тем, кто знал Анну.
- Три года назад была траурная церемония по поводу гибели моего друга Юрия Щекочихина, - говорит Владимир Лукин, - и вот опять нескончаемая череда прощаний с самыми лучшими.
- Анна была убита врагами России, - говорит Эдуард Сагалаев. - Она хотела, чтобы наша страна стала лучше, она умерла за правду. Аня очень красивая, - продолжает он. - У нее благородное лицо, потому что она принадлежит к тому поколению, девиз которого "жить не во лжи". И знаете, на душе сегодня светло, потому что у дома, где жила Аня, очень много цветов. И это внушает надежду. Саша, - обратился Сагалаев к Александру Политковскому, - я помню, как мы сидели с Аней на кухне у вас дома и мечтали о другом времени для нашей страны. И я до сих пор верю, что оно придет.
Эдуард Сагалаев обещает снять документальный фильм об Анне Политковской.
- Гибель Ани - это дефицит правды в нашем обществе, - продолжил он. - Если бы была возможность высказывать разные точки зрения, таких трагедий бы не было.
- Она была замечательной журналисткой, - говорит глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, - деятельно-добрым человеком. Она не могла видеть, когда кого-то унижают, и не ждала, когда придет на помощь кто-то другой. Сколько людей собралось, звонят из всех стран мира. Я представляю, что творится в Чечне, в Дагестане, где она чуть ли не каждому знакома. Говорят, люди живы до тех пор, пока их помнят. Аня оставила о себе удивительную память и до тех пор, пока будут существовать добрые и честные люди, о ней будут помнить.
- Надо назвать своими именами то, что происходит, - подчеркивает журналист Александр Минкин. - Она не ушла, ее убили. И большинство людей пришли сюда из чувства долга.
- За что ее убили? - спрашивает президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. - Ее коллеги в посвященном ей номере перечислили 31 статью, за которые ее могли убить. Аня - человек, который знал, что такое страх, но не позволял себе этому страху поддаваться
- А для меня Анна - любимый журналист, - сказала мне пенсионерка Инна Владимировна, которая, как и я, стоя в толпе, записывала в блокнот прощальные слова. А на мой вопрос "Зачем вам это?" ответила: "Чтобы рассказать тем, кто хотел, но не смог прийти".
- Мы получаем пачки телеграмм соболезнования - и это не фигура речи, а в самом деле так - от совершенно неведомых простых людей. Есть даже люди, которые, может быть, и "Новую газету" не держали в руках или читали ее редко. Но мы в этой своей беде не остались одинокими, - подчеркивает Виталий Ярошевский.
В зале, где прощались с Аней, не поставили микрофоны, это было сделано по просьбе родственников, которые, по словам ее коллег-журналистов из "Новой газеты", меньше всего хотели, чтобы прощание превращалось в митинг.
Как и было запланировано, панихида началась ровно в 14.30, в зале собралось более тысячи человек и не меньше народу стояло с цветами на улице. Хотя по замыслу организаторов прощающиеся должны были возложить цветы и, простившись с Анной, выйти, выходить никто не хотел. Об Анне говорили так хорошо и неказенно, что не хотелось пропустить ни слова.
- Аня всегда была во всем первой, первой, к несчастью, и ушла, - сказала подруга Анны Елена Морозова.
Удивительные слова сказал о бывшей студентке журфака МГУ его декан Ясен Засурский, назвав Анну легкой умницей, написавшей прекрасный диплом о Марине Цветаевой.
- Мы ждем Михаила Сергеевича Горбачева и Александра Лебедева, - сказал заместитель главного редактора "Новой газеты" Виталий Ярошевский.
Среди приехавших проститься с журналисткой - замминистра культуры и массовых коммуникаций РФ Леонид Надиров, Анатолий Чубайс, Григорий Явлинский, Никита Белых, Борис Немцов, послы иностранных государств.
Прощание с Анной Политковской прошло во многих городах России. В память об Анне в "Новой газете" будет создан отдел ее имени. Журналисты продолжат расследования, которыми она занималась.