11.10.2006 02:00
Общество

Ремень на гвоздике - не средство воспитания

Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4193)
Читать на сайте RG.RU

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии, академик РАО

Недавно ко мне на консультацию пришла озабоченная мама, которая взволнованно рассказывала, что ее сын-третьеклассник начал "носить из школы двойки". "До сих пор и тройки были редкостью, - причитала она. - Что делать, если "опять двойка"?" Обычный вопрос и обычные жалобы родителей. Причем сидящая передо мной молодая дама не растеряна, не огорчена. Она возмущена. Маме хочется понять, как заставить и, самое главное, как эффективнее наказать ребенка за порушенные ожидания. Грустно, что даже после того, как мы разобрались, как поступить, желание наказать все равно осталось. И на мой вопрос: "Зачем?" - я услышала уверенное: "Чтобы неповадно было".

Моему удивлению не было предела, когда я услышала: "Мы его вообще время от времени наказываем ремнем, который висит на гвоздике в коридоре". И ни тени сомнения в своей правоте! Было понятно, что такие ситуации в жизни ребенка обычны и что в "ремне на гвоздике" мама не видит ничего зазорного. И еще: для наказания время от времени всегда находится повод. Наш разговор пришлось начинать сначала. Не знаю, убедила ли я маму в безнравственности и порочности этих наказаний? Хочется надеяться... Но ведь это не единичный случай. Детей наказывают жестко, а порой и жестоко за малейшие проступки, плохие оценки, замечания учителя в дневнике, беспорядок в комнате, грязь в тетрадке, медленное чтение и многое другое. Причем речь идет о совсем малышах, детях лет десяти-одиннадцати. Но родители вряд ли осознают, что все чудачества и дурные проступки в более старшем подростковом возрасте - это, скорее всего, месть за унижение и обиду в младших классах. Это ответ не всегда осознанный, но всегда он свидетельствует о психологической боли и ожесточении против родителей. Больше ста лет назад русский педагог Елизавета Николаевна Водовозова писала: "Вред телесных наказаний для нравственности и здоровья ребенка неисчислим. И прежде всего они подрывают родительский авторитет: мало-мальски развитой ребенок скоро приходит к убеждению, что воспитатель его весьма несостоятелен в умственном отношении, если кроме розги не мог придумать никакого средства, не мог найти никаких слов, чтобы помешать совершению им проступка". Педагог также отмечает, что телесные наказания сильно тормозят развитие деликатности, подавляют стыд и скромность, "притупляют чувственность и чуткость". Уверена, что родители часто не задумываются, а может быть, и не подозревают об этом, когда наказывают своих детей. Конечно, "ремень на гвоздике" - экстремальный вариант. Чаще используют на первый взгляд совсем невинные меры наказания. А многие и не расценивают эти меры как наказание. "Нет, я ничего ему не говорю, не ругаю, - рассказывает другая мама. - Но когда открываю тетрадь, от огорчения охаю. И с трудом сдерживаю слезы. Но, вы подумайте, ребенок не реагирует. Ему все равно!" А сын по секрету мне рассказывает, что так боится расстроить маму, что когда пишет диктант, думает: "Вот сделаю ошибку, поставят двойку, а мамочка будет плакать!" Мальчик и мама живут вдвоем, очень привязаны друг к другу. Но ребенок оказывается более чутким и внимательным. Поэтому страх перед неудачей, связанный с боязнью огорчить мать, сковывает его, мешает спокойно работать, вызывает дополнительные трудности. Фактически мама сама боится школьных проблем, а у ребенка появляется чувство неуверенности.

Телесные наказания подавляют стыд и скромность, притупляют чувственность и чуткость

Многие дети панически боятся сделать ошибку в школе именно из-за того, что помнят реакцию родителей на предыдущую двойку. А родители слишком драматизируют школьные неудачи своих детей, ругают их, пугают тем, что из-за двоек их выгонят из школы. Такое наказание очень серьезно. Это и есть "психологическое битье". И часто оно не воспринимается как "сильнодействующее средство". Однако именно такие действия рождают стыд, страх, создают ситуацию повышенной тревожности и невротизации.

После каждой плохой оценки, рассказывает еще одна родительница, я с ним неделю не разговариваю. Она хочет заставить сына переживать, а он на грани нервного срыва. Он хочет "отомстить родителям за то, что его не любят, и умереть". Страшные слова, и очень сложная ситуация. К сожалению, врачи отмечают попытки уйти из жизни и у очень маленьких пациентов. И причина чаще всего одна: школьные проблемы, осложненные непониманием родителей.

Вариантом этой же тактики общения с ребенком дома и в школе являются "ледяной" тон, намеренное безразличие, избегание, когда взрослые делают вид, что не видят, не замечают ребенка. Это лишь усугубляет его страхи, неуверенность, усиливает школьные проблемы.

Что же делать? Никакие проблемы взаимоотношений с ребенком родители не смогут решить успешно, если внутренне они сами не спокойны, не могут справиться с раздражением, нетерпением и злостью. Поэтому первое условие - научиться расслабляться и успокаиваться в самых критических ситуациях. Важно научиться контролировать не только свои слова, но и интонацию, мимику, взгляд, жесты. Порой ухмылка или гримаса действуют больнее слов. Второе условие: попытаться проанализировать все проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребенку, постараться найти причину, а не бороться с ее последствиями. Третье: стараться использовать в работе с ребенком принцип так называемого положительного подкрепления. Найти, за что его можно похвалить или подбодрить. Четвертое: не оценивать сына или дочь как безнадежно нерадивых, неспособных, ленивых.

Социология