О том, на чем будет настаивать Россия в рамках обсуждения проекта этого документа в Совбезе, "РГ" рассказал заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко:
- Прежде всего хотел бы отметить, что между продлением мандата МООННГ и состоянием российско-грузинских отношений нет прямой связи. Хотя нельзя отрицать тот факт, что деструктивная политика Тбилиси, разумеется, существенно осложняет атмосферу, в которой ведется поиск политического урегулирования грузино-абхазского конфликта, ради чего, собственно говоря, и создавалась вышеупомянутая ооновская миссия.
В рамках Совета Безопасности ООН регулярно рассматривается вопрос о ходе урегулирования грузино-абхазского конфликта и принимается решение о продлении мандата Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), которая действует в зоне конфликта. На этот раз принятие очередной резолюции СБ ООН по данному вопросу совпало с общим осложнением российско-грузинских отношений. Помимо проведения режимом Михаила Саакашвили антироссийской политики Тбилиси также взял курс на изменение существующих международно признанных форматов переговорных процессов по урегулированию в Абхазии и Южной Осетии, на силовые методы в разрешении конфликтов.
Усугубляют ситуацию и попытки Тбилиси разместить в Кодорском ущелье так называемое абхазское правительство в изгнании. Хочу подчеркнуть, что российские оценки ситуации в зоне конфликта созвучны выводам, содержащимся в докладе Генерального секретаря ООН об очередном продлении мандата Миссии ООН по наблюдению в Грузии, который только что распространили в ООН.
Вне всякого сомнения, спровоцированная Грузией опасная эскалация, чреватая возобновлением вооруженного противостояния сторон, требует адекватной реакции со стороны Совета Безопасности ООН. В связи с этим мы намерены твердо настаивать на соответствующем наполнении обсуждаемой резолюции Совета по продлению мандата МООННГ, истекающего 15 октября этого года. В частности, мы обратим внимание Совета на противоправность действий грузинской стороны в Кодорском ущелье, недопустимость нарушения ею упомянутого Московского соглашения, важную роль сил СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта. На фоне активных закупок Грузией вооружений мы не можем игнорировать подготовку Грузии к силовым действиям в решении грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.
Российская газета | На 61-й сессии Генассамблеи начали работать ее главные комитеты. Какие вопросы в ее повестке будут самыми сложными?
Александр Яковенко | Наша страна на нынешнюю сессию выходит с рядом инициатив. В частности, в Первом комитете ГА ООН российская делегация будет работать по нашим приоритетным направлениям, в том числе продвигая проекты резолюций "Меры транспарентности и укрепления доверия в космическом пространстве" и "Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности".
К сожалению, дискуссия на Генассамблее не всегда бывает конструктивной. Это, в частности, относится к инициативе стран-членов ГУАМ, которые вопреки решению Генерального комитета вынесли на рассмотрение Генассамблеи вопрос "Затяжные конфликты на территории стран-участниц ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), их последствия для международного мира, безопасности и развития". Россия изначально выступала против эксплуатации этой проблематики в политических целях и задействования формата ГА ООН.