13.10.2006 03:00
Экономика

Почти 90 процентов москвичей ходят на рынки

Кто диктует цены на рынке
Текст:  Наталья Коныгина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4196)
Читать на сайте RG.RU

Хотя бы иногда на рынки ходят 70 процентов россиян. При этом чаще там бывают жители больших городов: например, в Москве туда заглядывают 87 процентов опрошенных, в других мегаполисах - 79 процентов, в больших и малых городах - 72 процента, в селах - всего 57.

О том, что на рынках грязно, говорят 33 процента россиян (это в основном жители в больших и малых городах). На десять процентов больше опрошенных считают, что там вполне чисто (об этом чаще говорят в мегаполисах и на селе). Вежливые продавцы обычно встречаются 52 процентам опрошенных посетителей рынков, невежливые - 23. Об ответном уважении покупателей к продавцам говорят только 45 процентов, неуважительное отношение подчеркивают 20 процентов.

Если говорить о ценах, то оказывается, что рынки дешевле или по крайней мере не дороже магазинов - об этом заявили соответственно 40 и 39 процентов россиян. И только 8 процентов покупателей сказали, что рыночные цены выше. По качеству продукты с рынков, по мнению россиян, тоже не уступают магазинным. 26 процентов опрошенных считают его даже более высоким, примерно таким же - 44 процента и только 13 процентов утверждают, что рыночные продукты хуже.

Достаточно ли на ближайшем рынке местных продуктов? "Да" - считают 48 процентов россиян, "нет" - 33 процента. При этом 60 процентов полагают, что у жителей их региона есть возможности для самостоятельной торговли на рынке, 23 процента говорят об их отсутствии. Ведущий специалист ФОМ Светлана Климова подчеркивает, что это мнение именно покупателей.

- Конечно, покупатель спрашивает: "Откуда картошка"? - говорит она. - Но ему все равно, кто ее продает - производитель или перекупщик. А для крестьянина перекупщик - основная проблема, но ему нет альтернативы. Эту проблему можно было бы решить, если бы у производителей был выбор: сдать свой товар перекупщику, в заготконтору или на небольшой перерабатывающий пункт.

Тем не менее даже среди покупателей перекупщики как главные враги производителей сельхозпродукции стоят на первом месте (6 процентов). За ними следует отсутствие мест на рынках (4 процента). Одинаковое количество голосов набрали "приезжие, которые не пускают торговать и диктуют цены" и "криминал, коррупция, бюрократия" (по три процента). Два процента видят причину в трудности с перевозкой продукции. Конкуренты, милиция, слишком высокая арендная плата в качестве препятствий для торговли набрали по одному проценту сторонников.

Товары и цены Социология